ОСАГО всё еще сага: система автострахования попала в тупик
Российский автоэксперт Шапарин заявил, что семь процентов водителей признались, что они ездят без полиса ОСАГО. Покупка ОСАГО превратилась в нелегкий квест и с этим нужно как-то бороться. О том, что изменилось, сообщает «Комсомольская правда».
Почему система автострахования в тупике
Вот, что говорит автоэксперт:
Ещё за две недели до окончания срока действия моего полиса ОСАГО, мне поступил звонок от страхового агента, напоминая о необходимости продления. Он также предложил мне свои услуги на следующий год. В то время, когда сумма страховки меня устраивала (и давайте вспомним, что существовали времена, когда эта сумма не менялась), агент приезжал ко мне для оформления полиса. И вот, я обретал необходимое по закону «автогражданку» — полис страхования гражданской ответственности водителя, предусмотренный на случай дорожных происшествий, произошедших по его вине.
Сейчас, вроде бы, все должно быть даже проще. ОСАГО стало электронным, и нет необходимости посещать офис страховой компании или ожидать агента с бумажной формой. Все можно оформить онлайн. Но вот только есть нюанс, — пишет pronedra.ru.
Я открываю сайт небольшой страховой компании и ищу раздел онлайн-оформления ОСАГО. Вводю регистрационный номер своего автомобиля, как и предложено на сайте. Однако появляется ошибка: «Номер не найден», — сообщает мне веб-сайт.
Как так? Начинаю беспокоиться, но в другой страховой компании машина успешно находится. Однако радоваться рано — сайт зависает, когда я перехожу ко второму шагу.
Сайт третьей компании предлагает внести данные о транспортном средстве вручную, без использования номера. И тут у меня возникают новые сложности. В выпадающем меню отсутствует год выпуска моей машины (она старше 10 лет), только моложе. Появляется подсказка на сайте — приходите в офис.
К счастью, я провожу лишь журналистский эксперимент, и мне не срочно нужно оформлять ОСАГО. А это, оказывается, по современным меркам действительно счастье.
Купите полис от потопа
Я решила продлить мой ОСАГО через обычную страховую через их веб-сайт, — рассказывает Мария, звуча с нотками раздражения в голосе. — Однако неожиданно столкнулась с проблемой. Мне сообщили, что для продления требуется дополнительная проверка состояния моего автомобиля. И для этого мне нужно было приехать в какое-то неведомое место. Я решила обратиться к другим страховым компаниям, полагая, что оформление полиса может быть более оперативным — ведь они обещают такое. Но оказалось, что ситуация повторяется: меня направляли «по кругу» в разные места. После того, как я провела много времени в очередях, мне пришлось все-таки оформить полис через страхового агента, который согласился помочь с выбором подходящей страховой компании, с условием, что я также куплю у него полис от воды, которая может попасть сверху, от соседей. В этих очередях, кстати, я успела услышать разные истории от других людей. Ну, моя машина далеко не новая. Но и владельцев совсем новых авто тоже не жалеют…
У Олега произошла еще более «тяжелая» ситуация. Он владелец мотоцикла и имеет долгий безаварийный опыт вождения, а также минимальный коэффициент бонус-малус (показатель степени риска водителя в зависимости от количества аварий, вызвавших страховые выплаты — водители с низким коэффициентом получают скидку за безаварийное вождение, а с высоким — увеличение стоимости страховки). Однако сейчас практически все страховые компании, занимающиеся страхованием мотоциклов, отказывают в обслуживании.
Олег делится своим опытом: «Проблемы начались в прошлом году, — рассказывает он. — Обычно, после отправки моей страховой компанией ссылки на электронную почту, я переходил по ней и продлевал страховку. Но в прошлом году я получил что-то вроде отказа с комментарием «Вы предоставили документы неверно». Но что можно предоставить неправильно, когда сайт просто просит загрузить фотографии документов, какие указаны?
Олег отправился в офис своей страховой компании, где ему снова рассказали, что для продления страховки на мотоцикл требуется дополнительная проверка. Причем, такой осмотр мотоцикла можно произвести только в одном месте (неудобно расположенном на окраине Москвы).
Несмотря на все это, я все-таки поехал туда, — продолжает Олег. — Мне сказали, что осмотр можно назначить только через месяц. А мой полис истекает через неделю! К счастью, в прошлом году у меня был резервный вариант — оформление ОСАГО напрямую через сайт Российского союза автостраховщиков (с весны 2022 года этот сервис перестал работать для большинства регионов, за исключением Крыма и Севастополя — Прим. пер.). Именно это я и сделал. Но в этом году возникли новые сложности — с моей предыдущей страховой компанией. Автоматически продлить страховку не получилось. И ввести данные заново также невозможно. Номер моего мотоцикла отличается от номера автомобиля, а шаблон на сайте предназначен только для автомобильных номеров. Когда я пытался ввести номер мотоцикла, мне выдавали ошибку «Данные введены неправильно»…
А что делать?
Многие специалисты считают, что дополнительное повышение стоимости ОСАГО не принесет желаемого результата.
Центральный Банк уже предпринимал попытки реформировать систему. С середины сентября, после роста стоимости автозапчастей на треть в связи с санкциями, была внесена коррекция в тарифный коридор. Ожидалось, что аккуратные водители получат возможность оплатить страховку меньшей суммой в некоторых случаях, в то время как «агрессивные» водители и частые нарушители правил дорожного движения заплатят существенно больше. Однако, как свидетельствуют данные Центрального Банка, усилия не дали ожидаемого результата.
Некоторые эксперты полагают, что страховые компании, имеющие обширное клиентское общество, не имеют возможности предоставить «индивидуальный подход» к каждому клиенту — вместо этого они просто отказывают части заявителей, даже не разбираясь в деталях.
В настоящее время существует идея повышения штрафов для водителей за отсутствие ОСАГО, — говорит Антон Шапарин. — Однако такой шаг может лишь усугубить кризис системы.
Действительно, тогда даже те, кто еще не имеет «автогражданку», будут вынуждены обратиться к страховым агентам. И лучше, если это произойдет без неприятностей.
На мой взгляд, единственный способ избежать проблем с получением ОСАГО — перевести процесс заключения договора в онлайн-формат на платформу Центрального Банка или через «Госуслуги», — считает Денис Напетваридзе, юрист и директор правовой компании «Комплекс». — Это уменьшит возможности страховщиков избегать ответственности.
Эксперты также предлагают предоставить налоговые льготы страховым компаниям, которые не уклоняются от обязательств. Другой вариант — создать государственную компанию для оформления «автогражданки», так как рыночные методы не приносят результатов…
В любом случае, это несообразно, когда водители вынуждены обращаться к адвокатам для оформления ОСАГО. Водители не виноваты в росте стоимости запчастей, убыточности ОСАГО и других экономических факторах, — говорит адвокат Олег Матюнин, управляющий партнер Адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры». — Закон требует наличие ОСАГО. И если страховка обязательна, то она должна быть доступной без лишних заморочек. Если ОСАГО исчерпала свои возможности, а закон не может регулировать эту сферу, то нужно менять сам закон. Варианты всегда существуют.