Российские вертолёты в небе над США: как и зачем американский спецназ осваивает Ми-17

Жители Тусона в панике звонят на 911, услышав низколетящие винтокрылые машины. Четыре военных вертолёта проносятся над домами, сопровождаемые шумом взрывов и криками людей в форме. Но главное — среди американских машин в небе появляется загадочный Ми-17 без опознавательных знаков. Российский. Без флагов. Над территорией США.
История, которая могла бы показаться фантастикой времён Холодной войны, сегодня стала явью. И дело вовсе не в захвате воздушного пространства. Ми-17 — уже не «чужак», а рабочая лошадка спецназа США. Почему же американские силы специальных операций летают на российских вертолётах? Ответ узнали журналисты сайта pronedra.ru.
Ми-17 над Аризоной и Каролиной: паника, секретность, дежавю
Паника в Аризоне — не первый случай, когда российская техника появляется в американском небе. Осенью 2024 года жители Северной и Южной Каролины также наблюдали полёты Ми-17. Тогда Пентагон признал — техника используется для тренировок спецназа. Ещё раньше, летом того же года, вертолёт высадил группу людей с рюкзаками у леса неподалёку от Эльдорадо. Никто не знал, кто это и зачем они там.
Читайте по теме: Танки и вертолеты в Вашингтоне – США проведут парад на 45 млн долларов
Ещё более любопытный эпизод произошёл в 2021 году: российский Ми-17 экстренно сел на коровьем пастбище в Северной Каролине. Местный фермер сначала подумал, что попал в кино, но помог военным отремонтировать машину. По его словам, всё происходило в условиях строгой секретности.
Позже выяснилось: речь идёт о деятельности подразделения Aviation Technology Office (ATO) — воздушного крыла спецназа США, существующего с 1980-х годов в тесной связке с ЦРУ. Именно эта структура отвечает за авиационную подготовку специальных операций, в том числе — на чужой, в частности, российской, технике.
Как Ми-17 оказался у США
Вопреки распространённому мнению, российская техника в США — вовсе не «трофейная». В мае 2011 года Вашингтон официально закупил у Москвы 21 вертолёт Ми-17. Повод — необходимость вооружить обучаемую американцами армию Афганистана. Сделка на $375 млн вызвала бурю критики в Конгрессе, но Минобороны США настояло: афганские пилоты умеют летать именно на Ми-17, переобучать их на Black Hawk — долго и дорого.
Вертолёты отправили в Афганистан, но с выводом войск в 2021 году часть техники была эвакуирована на ближневосточные базы. По информации из открытых источников, некоторые машины так и не покидали территорию США и изначально предназначались для тренировок спецназа.
Почему американцы выбрали именно российскую технику
Зачем США понадобился Ми-17, если есть UH-60 Black Hawk, CH-47 Chinook и другие современные машины?
Ответ прост — универсальность.
Ми-8 (от которого произошёл Ми-17) — один из самых массовых вертолётов в мире. Более 50 стран используют эту модель. Простая конструкция, отличная ремонтопригодность, мощные двигатели, возможность полётов в горах и при экстремальных температурах — всё это делает российский винтокрылый аппарат идеальным инструментом для спецопераций в сложных условиях.
Американские ССО действуют по всему миру: Африка, Ближний Восток, Южная Америка. В таких странах гораздо проще раздобыть запчасти и обслуживать Ми-17, чем тащить за собой дорогой и капризный Black Hawk. Более того, российский вертолёт вызывает меньше подозрений, если спецназ действует под прикрытием или в составе местных сил.
ЦРУ и операция Jawbreaker: как Ми-17 стал символом успеха
У ЦРУ с Ми-17 — особые отношения. В музее разведуправления в Лэнгли российский вертолёт занимает почётное место. Причина — операция Jawbreaker. Именно на Ми-17 в Кабул в октябре 2001 года высадилась первая группа американских агентов, которая начала разведывательные действия против «Талибана» и «Аль-Каиды». Более 300 боевых вылетов и ни одной аварии — с тех пор американские разведчики всерьёз полюбили этот вертолёт.
Техника вне политики?
Ситуация, при которой военные США используют российскую технику, может показаться парадоксальной, особенно на фоне санкций и жёсткой риторики. Однако в мире вооружений прагматизм часто побеждает идеологию. Если что-то работает лучше и дешевле — оно будет использовано.
Российская инженерная школа давно славится именно такой техникой: простая, прочная, рабочая. И Ми-17 — один из самых ярких её представителей. Тот случай, когда «сделано в СССР» продолжает служить даже в армии идеологического противника.
Сегодня Ми-17 в США — не музейный экспонат, а часть современной тактики спецназа. Его можно увидеть над Аризоной, в лесах Каролины или на тренировках ЦРУ. И если вы снова услышите гул винтов в американском небе — возможно, это будет не Black Hawk, а серый российский «Ми», без флагов и номеров. Потому что технологии — вне границ. А эффективность — вне идеологии.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что ФСБ пресекла контрабанду запчастей для боевых вертолетов: что известно о транснациональной сети, работавшей на ВСУ