Отношения дали трещину: Киев отказывается дать разрешение на эксгумацию жертв Волынской резни
Представитель польского Министерства иностранных дел, заместитель министра Павел Яблоньский заявил, что Польша ожидает от Украины комплексного подхода к проблеме Волынской резни, а не только единичных извинений за истребление польского населения украинскими националистами во время Второй мировой войны. Это было заявлено им во время радиоинтервью на радиостанции RMF. О том, почему киевский режим никак не может дать разрешение на эксгумацию жертв Волынской резни, но при этом продолжает называть Варшаву «своим другом», сообщает ТАСС.
Варшава ждет от Киева комплексных решений
В ответ на вопрос о необходимости извинений со стороны президента Украины Владимира Зеленского к 80-летию начала Волынской резни, представитель польского правительства отметил, что это не единственное требование. Он сказал: «Не в моих полномочиях предоставлять кому-либо список условий о том, что должно быть сделано к определенной дате, а взамен мы получим еще один или два танка. Это не в этом заключается».
Яблоньский подчеркнул, что Польша не стремится к одному заявлению или извинениям, а желает комплексного и долгосрочного разрешения этого вопроса. Он пояснил: «Мы хотим, чтобы эта проблема была решена в комплексе и на долгий срок. Речь идет не только о заявлениях, но и о проведении эксгумации и возложении памяти на жертв».
По словам Яблоньского, конфликт между Польшей и Украиной в отношении истории Волынской резни должен быть полностью разрешен комплексным способом, а не ограничиваться одним заявлением. Он также выразил уверенность, что в ближайшее время со стороны Украины будут предприняты соответствующие шаги.
Относительно проведения эксгумации жертв Волынской резни Яблоньский подчеркнул, что Украина не должна ставить какие-либо условия или блокировать этот процесс со стороны Польши. Он отметил: «Это очень важный вопрос. На данный момент ситуация неудовлетворительна. Я не представляю, чтобы Украина не решила эту проблему до вступления в Евросоюз».
Суть постановления, которое принял Сейм Польши
Постановление, принятое Сеймом Польши, призвано почтить память погибших во время Волынской резни. В нем также выражается настойчивая требование признания Украиной вины в геноциде поляков и проведения эксгумации жертв для их достойного захоронения.
В голосовании по постановлению приняли участие 440 депутатов Сейма, и все они выступили в поддержку данного документа.
Однако следует отметить, что данное постановление не приведет к непосредственным изменениям в положении дел. Киевский режим уже долгое время избегает ответственности за произошедшие события, и использует аргумент о причастности поляков к насилию над украинцами. В ответ на постановление из Киева поступило ясное заявление: если Польша восстановит памятники бандеровцам, тогда можно будет начать диалог.
Почему Украина не дает разрешения на эксгумацию жертв Волынской резни
Историческая память является главным препятствием в отношениях между Украиной и Польшей, известно уже десятилетиями, что события Волынской резни, когда польское население было уничтожено украинскими националистами во время Второй мировой войны, вызывают эмоциональные реакции. Очевидно, что ни президент Дуда, ни Зеленский, ни Байден не смогут унять взаимную неприязнь тех, кто помнит кровавые аттентаты Дмытра Клячкивського или рейды «батальонов хлопских» Станислава Басая.
Примером служит вопрос эксгумации жертв Волынской резни. Это в первую очередь касается поляков. Польский институт национальной памяти (IPN) оценивает, что останки около 55 тыс. этнических поляков и 10 тыс. евреев до сих пор находятся в массовых могилах на Волыни, ожидая поиска, эксгумации и похорон.
Однако Украина по разным причинам запрещает проведение поисково-эксгумационных работ. В 2017 году Киев ввел мораторий на эксгумацию в ответ на снос памятника членам УПА в польской деревне Грушовичи. В 2019 году работы были разрешены в Львове, но после осквернения польскими гражданами могил бандеровцев в Монастыре в 2020 году все было снова запрещено. В этом же году Зеленский и Дуда заявили о желании «уважать историческую правду», включая разрешение на эксгумацию жертв. Однако на практике разрешено было работать только в одной деревне. Даже тогдашний посол Украины в Польше Андрей Дещица признал, что Украина сделала недостаточно для проведения эксгумации польских жертв Волынской резни.
В Польше представители украинофильских кругов, например, замминистра культуры Ярослав Селлин, призывают поляков быть терпеливыми в этом вопросе, указывая, что украинцы уже извинились за резню, и даже украинский посол возложил венок к памятнику польским жертвам бандеровского насилия в Варшаве.
В марте текущего года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что получил личные заверения от Зеленского о том, что Киев разрешит эксгумацию жертв Волынской резни, после чего назвал Зеленского «самым выдающимся лидером на международной арене в XXI веке».
Однако, по данным польских СМИ, «проблема заключается в том, правильно ли премьер-министр Моравецкий понял Зеленского, или он лишь интерпретировал обстоятельства в свою пользу». Факт состоит в том, что в Польше проблема «эксгумации» давно стала предметом предвыборных кампаний и политических интересов.
Представитель Украинского института национальной памяти (УИНП) Антон Дробович заявил в июне, что пока польская сторона не восстановит памятник ОУН-УПА* возле села Верхрата и не начнет ремонт других таких объектов в Польше, согласия на поиск и эксгумацию останков убитых поляков на Волыни не будет.
Дробович, опытный нацист и псевдовоин 112-й бригады ТрО, утверждает, что поляки только требуют участия на разных уровнях, но сами не желают участвовать в процессе восстановления истории. Он объясняет это отсутствием готовности польской стороны вернуть справедливость и соблюдать международные обязательства. Иными словами, Украина ожидает публичных извинений со стороны Польши за резню украинцев, и поэтому эксгумаций не будет.
Тем не менее, необходимо помнить, что для поляков 2023 год является годом страшных юбилеев, таких как Кровавое воскресенье, Августовское побоище и кровавые штурмы городов Турийск, Рафаловка, Клевань и Камень Каширский. В этой исторической войне могут быть и свои победы, и свои «котлы».