Загадка партизанского котелка Иоффе: как добывали электричество от костра советские бойцы в 1942 году

18:12, 27 Мар, 2021

Военные разработки — самый мощный двигатель прикладной науки, поэтому когда началась Великая Отечественная война, быт пополнился новыми приборами. Например, инженеры Ленинградского физико-технического института разработали портативный термоэлектрогенератор ТГ-1, который вошел в историю под названием «партизанский котелок Иоффе». Научный коллектив, разработавший «умный» котелок, возглавлял Юрий Петрович Маслаковец — ученик Абрама Федоворовича.

Явления термоэлектрики в полупроводниках еще до войны волновали Маслаковеца, и наступление войны лишь ускорило действительно нужные разработки. Уже в 1942 году немцы, оккупировавшие целые районы, не могли понять: как советские партизаны выживают без снабжения, как ведут постоянный радиообмен и вообще из чего состоит их быт?

Как партизаны добывали электричество от костра

Партизанское движение в СССР возникло не стихийно: бойцов невидимого фронта планомерно готовили в разведывательно-диверсионных школах при Центральном штабе. Уже весной 1942 года на территории, захваченной нацистами, в партизанских отрядах и диверсионных группах сражались более 15 тысяч человек, среди них были даже пионеры и комсомольцы. Смерть Зои Космодемьянской, которую тщательно расследовал военный корреспондет Пётр Лидов и о которой рассказала вся советская пресса, стал мощнейшим стимулом для молодежи Союза.

Оккупантов поражало, что партизаны буквально жили в глухих лесах, но при этом вели планомерную подрывную работу. Данные и сводки можно было получить только при помощи радио, а для этого нужна электрическая розетка. Откуда она в лесу? Советским партизанам помогало изобретение академика Абрама Федоровича Иоффе — отца советской физики. Как же партизаны добывали электричество от костра? Помогала наука.

Партизанский котелок Иоффе 1942 года вошел в историю

Термоэлектрогенератор ТГ-1 был и вправду похож на котелок: физик прикрепил к его днищу термоэлемент, и когда в котелок наливали воду и помещали над костром, начиналось чудо. Спаи термопар, размещённые с внешней стороны в его дне, подогревались пламенем, а другие – внутренние – оставались холодными (имели температуру воды). И хотя разность температур спаев составляла всего 250-300°С, для выработки электроэнергии и работы радиопередатчиков ее хватало с лихвой. Вот так оригинальная и простая идея академика Иоффе и профессионализм его учеников снабдили советских партизан бесперебойным источником электропитания.

Мощность ТГ-1 была в районе 10 ватт, и выпуск «партизанского котелка» наладили уже в марте 1943 года на «НИИ 627 с опытным заводом № 1».

Во время войны именно связь ценилась на вес золота. Учитывая шаткое и постоянно изменяющееся положение на фронте, партизаны могли реагировать мгновенно: диверсии проводились там, где немец не ждал, а стоянки подпольщиков менялись еще до того, как кто-то о них узнает.

В послевоенный период оба физика — Иоффе и Маслаковец — вернулись из эвакуации и развернули свои термоэлектрические разработки. В первое послевоенное десятилетие Маслаковец защитил свою докторскую диссертацию, а академик Иоффе обосновал энергетические основы термоэлектрических батарей из полупроводников. Фундаментальная база позволила достичь максимально возможного КПД термогенератора и пустить ТГ в серию.

Так что после «партизанского котелка» Иоффе в продажу начали поступать похожие усовершенствованные модели, переносные, безопасные и компактные бытовые приборы. Это была первая мирная продукция на просторах СССР, мощными темпами начавшего восстановление народного хозяйства.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *