Подруги нацистов, или Почему француженок брили наголо в прошлом веке

18:12, 28 Янв, 2021

Прошлый век в Европе отмечен двумя масштабными войнами, самыми кровопролитными в истории человечества. Франция участвовала в обеих, причем пауза между войнами была крохотная — едва успело подрасти новое поколение и едва страна зализала глубокие раны, в том числе и психические. При нацистах многие француженки были вынуждены выбирать сожительство с оккупантами — из-за страха. Страха умереть с голоду — вот таким были реалии жизни, которые наложились на еще живые воспоминания о прежней войне. Вот почему моральный дух Франции в 1939 году был так хрупок, вот почему страна предпочла сразу выбрать оккупацию.

Рассматривая вопрос о пособниках оккупантов в 1939-45 гг., нелишним будет вспомнить ужасы Первой мировой, ужасы которой настолько поразили французов и всю Европу, что страх перед новой войной был сильнее ее самой. Люди, становившиеся пособниками нацистов в сороковые были из «потерянного поколения», которое выросло на рассказах воевавших о гибельных окопах Первой мировой. Однако в последние годы Второй мировой во Франции выявили гигантское количество подруг нацистов, которых прилюдно обривали наголо — это было наказание за коллаборационизм.

Коллаборационизм происходит от слова collaboratе и в переводе означает «сотрудничество». Этот термин использовался во время Второй мировой войны для описания связей немецко-фашистских захватчиков и граждан оккупированных ими стран. Во Франции коллаборировали особенно много в больших городах, особенно в Париже. Если где-нибудь в деревне добыть пропитание было проще, в городе гражданам приходилось добывать калории за страшную цену. Поскольку почти все мужчины ушли на фронт, добытчицей в семьях становилась женщина.

Француженки вступали в связь с нацистами с определенной целью

В 1944-45 гг. более 20 тысяч француженок были подвержены унизительной процедуре – их обривали наголо при большом скоплении народа. Бритая голова должна была быть клеймом «нацисткой подстилки», так французы мстили женщинам, уступивших нацистам и опозорившим нацию. А Франция после Второй мировой переживала ужасные времена.

Во Франции военных времен даже появилось понятие «лежачий коллаборационизм» — так определяли женщин, имевших связи с гитлеровцами. После капитуляции Германии французы изливали всю желчь расколовшейся державы на пособницах фашистов: прилюдное обривание наголо стало популярным зрелищем во всех городах Франции.

Кроме бритья головы, нацистским подстилкам рисовали свастику на лицах, раздевали и публично закидывали гнилыми овощами, а третьих отправляли в тюрьмы на год, квалифицируя их как «недостойных называться француженкой».

Разумеется, волна этих публичных процедур быстро сошла на нет, ведь все прекрасно понимали, что ложиться под оккупантов женщин заставляла нужда, а не идеи. Этот хрупкий момент замечательно описала Эльза Триоле в рассказе «Иветта» — совсем юная главная героиня сделала все возможное для того, чтобы спасти свою семью во время оккупации Парижа. Но в итоге нервы не выдерживают давления — лежачий коллаборационизм разъедает душу посильнее любого публичного наказания.

Но не только Франция наказывала своих дочерей бритьем наголо: по всей Европе гнев народный выливался в подобные публичные процедуры позора. Кстати, последний год войны во Франции называют «годом национального стыда», о нем вспоминают нечасто и неохотно: француз наказывал француза за нефранцузскость. Однако в 1963 году режиссер Роже Вадим все же снял фильм о том сложном времени и судьбах: «Порок и добродетель» с юной Катрин Денёв и Анни Жирардо описывает проблему коллаборационисток.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *