Политический момент: почему астронавты Starliner застряли в космосе

Космонавтика, как и любая другая сфера, не существует в вакууме, и порой события на Земле оказывают прямое влияние на её развитие. Один из ярких примеров этого — скандальная ситуация с астронавтами на борту корабля Starliner, которая длится с июня 2024 года. Из-за множества причин, включая технические неисправности и, как утверждает Илон Маск, политические факторы, астронавты Бутч Уилмор и Сунита Уильямс до сих пор не вернулись на Землю.
Сложности с полетом и возвращением
Полет на борту нового космического корабля Starliner компании Boeing начался с проблем ещё на старте. В июне 2024 года, когда астронавты направились к Международной космической станции (МКС), на борту были обнаружены утечки гелия — газа, который используется для создания давления в топливной системе корабля. Изначально проблему сочли незначительной, однако уже в процессе полета ситуация ухудшилась. К тому же перед стыковкой бортовой компьютер отключил несколько двигателей маневрирования, что добавило нервозности и осложнило процесс.
Читайте по теме: Астронавтов злополучного Starliner держат на МКС: почему снова отложили возвращение на Землю
Тем не менее стыковка с МКС прошла успешно, а астронавты продолжили свою экспедицию. Но вместо запланированных восьми дней пребывание на орбите затянулось на восемь месяцев. Возвращение на Землю в таком же неисправном корабле считалось слишком рискованным. Вместо этого стало очевидным, что возвращение Бутча Уилмора и Суниты Уильямс потребует сложной логистики и вмешательства других космических аппаратов.
Политическая составляющая
Илон Маск, известный своей открытой позицией и приверженностью Дональду Трампу, заявил, что политические разногласия между администрациями Байдена и Трампа стали важным фактором в задержке с возвращением астронавтов. Маск утверждает, что ещё в ходе президентской кампании предложил администрации Байдена вариант возвращения астронавтов на борту SpaceX, однако его предложение было отклонено. Причина, по его мнению, заключается в том, что команда Байдена не хотела создавать благоприятные условия для сторонников Трампа. Маск не скрывает, что его открытая поддержка оппозиционного политика оказала влияние на решение тогдашней администрации.
«Влияние политической ситуации на космонавтику — это не новость. Такие моменты имели место в истории и раньше», —
утверждает Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, который напомнил, что в 1990 году космонавт Сергей Крикалёв задержался на орбите на несколько месяцев из-за распада СССР и политической нестабильности в стране. Этот случай стал знаковым примером того, как геополитические процессы могут непосредственно влиять на космическую деятельность.
Технические решения и новая реальность
Проблемы с Starliner не только усложнили возвращение экипажа, но и привели к решениям, которые поставили под сомнение будущее самой программы. Рассматривался вариант оснащения уже находящегося на орбите Crew Dragon дополнительными посадочными местами для астронавтов, но от этой идеи отказались, поскольку это потребовало бы менять скафандры, что могло бы нарушить системы жизнеобеспечения.
В конечном итоге было принято решение, что в следующий экипаж Crew Dragon (Crew-9), который отправится на орбиту, должны войти только два астронавта. Это позволило освободить места для Бутча и Суниты, которые смогут вернуться домой на борту космического аппарата SpaceX. Старт нового полета был назначен на сентябрь 2024 года. К этому моменту оба астронавта, наряду с российским космонавтом Александром Горбуновым, уже находились на МКС.
Конец эпохи для Boeing?
После столь долгого пребывания экипажа в космосе ситуация с самим Starliner продолжала ухудшаться. В октябре 2024 года было объявлено, что Boeing решает отказаться от дальнейших космических разработок. Это решение ставит под вопрос будущее самого Starliner, так как было известно, что проект оказался значительно дороже в производстве, чем аналогичная программа SpaceX. NASA вложило в разработку Boeing 4,2 миллиарда долларов, в то время как контракт с SpaceX составил 2,6 миллиарда. Однако предпочтения правительства США всегда оставались на стороне Boeing, несмотря на многочисленные проблемы с этой компанией.
Маск, в свою очередь, продолжает быть предметом дискуссий в США. В первую очередь из-за его влияния на космическую программу и того, как он разрушает устоявшиеся правила и нормы. Как бы то ни было, Илон Маск и его компания SpaceX заняли прочные позиции на рынке, на котором давно не было места для такой яркой фигуры.
Космонавтика всё чаще напоминает арену для борьбы не только за достижения в научно-технической области, но и за политическое влияние. Технические сбои и политические споры неизбежно влияют на развитие современных космических программ, и ситуации вроде этой с Starliner — яркий пример того, как эти два мира пересекаются.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что «Старлинк» уже не тот: почему спутниковые терминалы Илона Маска не работают на Украине