Последствия сбоя в СДЭК: выплатят ли клиентам неустойки
Международный логистический гигант СДЭК, обеспечивающий услуги экспресс-доставки, столкнулся с возможной необходимостью компенсации клиентам за задержки посылок. Недавний сбой сервиса затронул множество людей. В СДЭК обещали восстановить сервис до 29 мая. О причинах сбоя и о том, выплатят ли клиентам неустойки, сообщает издание «Известия».
Будет ли выплачена неустойка
Юридические эксперты отметили, что компании-перевозчики имеют шанс избежать материальной ответственности за задержки в доставке. Однако ей нужно убедительно доказать, что нарушения произошли в силу непредвиденных обстоятельств, выходящих за рамки их контроля. Сбои в СДЭК начались 26 мая, впоследствии «положив» сайт и приложение. В результате компания не могла отправлять и выдавать посылки. До сбоя пользователи жаловались в официальных социальных сетях СДЭК на задержки доставки. Взаимодействующие с компанией маркетплейсы отмечали, что сроки доставки товаров будут перенесены.
Ситуацию прокомментировала Анастасия Елисеева из «Мокров и партнеры». У отправителя посылки есть право взыскать с исполнителя неустойку, отметила она. Плата за каждый день просрочки составляет 3% стоимости услуги. Однако общая сумма не может быть выше ее полной цены. Если контракт с предпринимателем предполагает выплаты, он также может получить компенсации.
Компенсации предусмотрены и для получателей. Они могут потребовать 0,5% предварительной оплаты за день просрочки, приводят журналисты pronedra.ru объяснения юристов. При этом получатель предъявляет претензии продавцу, а тот уже для возмещения убытков обращается к СДЭК. Оператору придется выплачивать все неустойки, если не удастся доказать наличие непредотвратимых и чрезвычайных обстоятельств, ставших причиной сбоя.
Пункты выдачи заказов СДЭК продолжали работу. Получение посылки при этом было возможно только в критическом случае. Например, если в заказе были лекарства.
Как отметили эксперты, договоры с несколькими операторами доставки позволяют перераспределить нагрузку. Интернет-торговые компании используют множество партнерских служб для обеспечения логистики как на последних этапах доставки, так и на магистральных линиях. Это позволяет удовлетворить потребность покупателей в быстром получении заказов, что стало одним из ключевых критериев выбора.
Причина сбоя в СДЭК
Технический сбой, произошедший 28 мая, был приписан проукраинской хакерской группировке Head Mare, как указано в их публикациях в социальных сетях. Однако источник, предоставивший информацию для «Известий» в сфере информационной безопасности, заявил, что подтверждений о причастности именно этой группировки к инциденту нет, так как они часто преувеличивают свои достижения.
Следует отметить, что если группа Head Mare и действительно была замешана в кибератаке, то, вероятно, её цель не была связана с финансовой выгодой, считают эксперты. Данная группа хакеров, о которой известно пока немного, скорее всего, является «хактивистами», которые осуществляют атаки в идеологических целях, что становится все более распространенным явлением в геополитических конфликтах.
Роскомнадзор, согласно сообщению его пресс-службы, не получал от СДЭК информации о возможной утечке персональных данных после сбоя. Однако, в соответствии с законом, оператор, допустивший подобную ситуацию, обязан оповестить соответствующие органы в течение 24 ч.