Крещение 2020 года православные отметят в ночь с 18 на 19 января

Одним из наиболее известных среди древних религиозных христианских праздников является Крещение, ведь о нем знают еще со времен святых апостолов. В этом году столь важный праздник отмечают представители католической, протестантской и православной веры.

В первый день в году верующие христиане активно готовятся к Крещению, ведь совсем скоро в храмах Божьих начнут освящать воду. Многие представители церкви занимаются освящением возле озер и рек, ведь именно там на Крещение будут собираться для омовения многие наши соотечественники. Данный элемент является неотъемлемой частью событий в этот праздник.

Крещение 2020 года, какого числа

В православии Крещение отмечается ночью с восемнадцатого на девятнадцатое января и считается одним из наиболее древних праздников. Более того, его праздновали еще до того, как произошло Рождество Христа, ведь письменные документы второго века, которые сохранились до наших дней, являются подтверждением данного факта. История данного праздника интересует не только верующих россиян, но и для тех, кто желает расширять свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

Данный день считают датой, с которой люди познали великую тайну касательно Богопочитания. Именно на Крещение простые верующие смогли узреть появление Святой Троицы, а именно Отца, которым был Бог, Сына, которым стал Иисус, и Духа, который явился в виде голубя. Поэтому считается, что Крещение является символом начала христианства и моментом, после которого все стали преклоняться перед Господом. Ранее праздник Крещения называли Святой Свет. Он означал, что Господь направился на землю и показал на весь мир тот самый Неприступный свет.

Само слово Крещение в прямом смысле указывает на необходимость погружения в воду. Еще в Ветхом завете можно было обнаружить описания чудодейственных свойств воды, ведь она помогает смыть плохие поступки и дает возможность творить хорошие. Более того, именно благодаря воде можно как погибнуть, так и возродиться. До наступления христианства омовение проводили в качестве очищения, а в Новом завете его символизируют в качестве избавления от грехов и возрождения духовности.

История праздника Крещения

Данный праздник установили в дар памяти о евангельском событии, когда в иорданских водах был крещен тридцатилетний Иисус.

Как уже было сказано ранее, до крещения данный праздник назывался Святым Светом, ведь именно на него проводили обычай по духовному просвещению.

В первые века зарождения христианства на Богоявлении проводился обряд Крещения новообращенных, которых многие называли оглашенными. Именно по этой причине праздник ассоциировался со светом и просвещением. Само название символизировало, что в этот день происходит очищение человека от грехов и его просвещение перед Светом Христа и Господа. Лишь со временем появилась традиция по освящению воды в водоеме в этот день.

В качестве подтверждающего документа все вышесказанное было изложено в свидетельстве Климента Александрийского, который изначально был языческой веры, однако позже принял христианскую религию и совершил Крещение Господнее.

В третьем веке Григорий Чудотворец и многие высокие чиновники церкви начала проводить беседы со своими паствами для разъяснения порядков Крещения.

В IV веке проповеди читали Святые Отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин.

Касательно Иоанового Крещения, его проводили символически, и оно знаменовало, что тело омывается водой вместе с душой, которая уверовала в Спасителя. Поэтому ее очищает сам Христос от всех грехов.  Сам Иоанн восклицал:

«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

Иоан Креститель является сыном священника Захерии из Хеврона и Елизаветы. В детстве он проживал в пещере рядом с родным городом, где было довольно сурово проживать и вел подвижнический способ жизни.

Таким образом он подготовил себя для служения Христу, и в итоге при правлении Тиверия начал выступать на служениях в качестве Предшественника Господа.

В своих проповедях он перед большим количеством людей, желающих покаяться и оставить все свои грехи, рассказывал об омовении и проповедовал Крещение.

Основным посылом его проповедей было то, что перед внешним омовением души человеку необходимо очиститься нравственно, омыть свою душу изнутри и подготовить свое сердце, чтобы впустить в него Господа. Также он часто повторял о необходимости нравственной подготовки перед осуществлением непосредственного Крещения.

Остальную часть проповеди занимали наставления о приближении Божьего Царства. Когда ожидание Мессии достигло своего пика, к Иоанну пришел сам Христос.

 

Когда же к нему пришел Иисус из Назарета, Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря:

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий.

«Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»).

Крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы.

Апостол Петр в своей речи к народу на вопрос слушателей, что же им делать, отвечал:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2, 37, 38).

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, накануне праздника проводиться водосвятие – вода освящается в храмах.

В данный праздник часто проходят крестные ходы на естественные водоемы, где освящают воду. Данную ходу называют ходой на Иордан. Вода считается освященной после того, как в нее опустили крест. В этот момент считается, что Святое Крещение прошло, выпускают голубей, после чего наступает момент с купанием в проруби.

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается к той тайне, по словам Христа к Своим ученикам:

«Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Что можно есть на Крещение Господне

Никакого поста на Крещение не существует, поэтому можно употреблять абсолютно любые продукты. Действительно, перед Рождеством был Сочельник, когда соблюдался крайне строгий пост, но после него можно потреблять все, что душе угодно.

Народные традиции Крещения Господня

У каждого церковного праздника можно найти параллели с народными традициями. При этом, чем древнее история о народе, тем переплетения народных и церковных традиций сложнее и интереснее. Более того, много обычаев являются далекими от христианских мотивов и больше напоминают языческие, однако они также крайне интересны с точки зрения истории, ведь благодаря им можно получше узнать о народе. Также важно понимать, насколько отделяются истинные христианские традиции от народных фантазий и идей.

Во времена Руси Крещение считалось окончанием святок, поэтому девушки переставали гадать. Гадание же является исконно языческим делом. Простые люди, готовясь к праздникам, надеялись на очищение от собственных грехов, среди которых были и святочные гадания.

На Крещение проходили великие водосвятия. При этом, проводили их даже дважды. В первый день это было на сочельник, когда воду освящали в купелях в центре храмов. Во второй раз все происходило на Крещение в любых местных водоемах, реках, озерах или даже колодцах. Для этого во льду прорубали иордань, которая являлась прорубью в виде креста или круга. Рядом устанавливали крест из дерева, на котором сидел голубь, являющийся символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня.

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник  в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Поверья и традиции

После освящения все люди возвращаются домой. Отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме; затем берет мел и чертит кресты на образах, двери и шкафах. После этого семья садилась за стол, но перед едой пили святую воду, так как считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.

После обеда девушки бегают к реке умываться в «иорданской воде» – «чтобы были розовые лица». На Гуцульщине парни водят своих девушек к проруби, «чтобы ся умыла и красна была».

В местностях вдоль Днепра было когда-то немало верований и примет, связанных с «Иорданью». Так, когда процессия шла на реку, то «знающие» люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи – несчастливый год для детей, грачи – для молодых людей, а если пролетят гуси, то старики в этом году будут очень болеть, а то и умирать.

Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить ни в доме, ни во дворе, потому что «будет пожар»; вечером на Крещение его надо вынести на реку и высыпать на лед.

Наши предки верили, что когда священник погружает крест в воду, все черти и всякая нечистая сила выпрыгивают из реки и остаются на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ней ныряют в воду и все черти, которые мерзли на земле. Поэтому набожные старики раньше не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения – «чтобы больше вымерло нечистой силы от крещенских морозов».

После Крещения начинался новый свадебный сезон, который продолжался до Великого поста. Это было время веселья и развлечений. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи ходили друг к другу в гости.

Комментарии

Ваше мнение