Преполовение Господне православные почитают 13 мая
Праздник Преполовение считается русским народным. Его принято отмечать на 25-е сутки после Светлого торжества Пасхи. Праздник относится к наиболее древним праздникам, которые до сих почитаются среди православных и восточных католиков. Название торжества «Преполовение» можно дословно перевести как «половина». Речь идет о половине от Пятидесятницы, а поэтому мы находимся уже на экваторе между праздниками Воскресения Господнего и Троицы. Согласно древним христианским традициям, между двумя праздниками «расстояние» в календаре составляет 50 суток.
Что за праздник Преполовение Господне 13 мая
Изначально празднование почиталось среди христиан восточного обряда. Тем не менее, часть католиков также присоединяется к данной традиции. Об этом торжестве впервые можно было услышать в IV столетии нашей эры. Согласно древним церковным писаниям, известно о том, что верующие праздновали этот день еще в древние времена. Подобные сведения содержатся в иерусалимской богослужебной книге. Автором данного текста является летописец Анатолий Константинопольский. Сейчас имеется перевод данной работы на грузинский язык.
В V веке нашей эры праздник уже был распространен во многих регионах Восточной Римской империи. Согласно историческим летописям, в народе были написаны многочисленные гимны и песни, которые посвятили Преполовению. Уже в VIII столетии нашей эры Иоанн Дамаскин написал ряд аналогичных текстов, которые, по его мнению, были созданы под торжество «Плавения». Аналогичные летописи Исповедника Феофана сохранили сведения об отмечании торжества в IX веке.
В 1453 году состоялось трагическое событие — турецкие войска вошли в Константинополь. По этой причине Собор Святой Софии, который обычно становился эпицентром празднования «Преплавления», навсегда утратил свой высокий статус. Теперь самый большой православный собор планеты перешел под власть исламского государства. Как правило, празднование приходится на начало недели. Торжество приходится на четвертую среду, которая следовала за праздником Светлого Воскресения Христова. Данный праздник является своеобразным «экватором», который в календаре находится ровно между Пасхой и Троицей, которые считаются главными православными праздниками.
Традиции и особенности празднования
Еще в XX столетии этнографам удалось выяснить, что праздник Преполовения состоит в числе тех, которые не всегда правильно воспринимаются в народе, так как не все понимают его значения. В то же время, нашим предкам не полное понимание торжества не приносило дискомфорта. Они приняли на себя всю полноту объяснения положений и церковных традиций. По этой причине славяне самостоятельно придумывали ритуалы, которые, по их мнению, могли стимулировать рост урожайности, улучшали их здоровье и позволяли уберечь скот от болезней.
День Преполовения в Православной церкви был предназначен для проведения обрядов по освящению воды в каждом из водных источников. Также читались молитвы и заговоры, которыми призывали напоить жаждущих водой благочестия и спасения. В народе считали воду после освящения целительной, способной излечить от заболеваний. В деревнях проводили своеобразный ритуал освящения полей и скота. Для этого люди в компании священника обходили все поля и нивы, которые кропили святой водой. Крестьяне обращались с молитвами к Господу, дабы Всевышний послал им хороший урожай.
Среди народа часто с пониманием относились даже к тем датам и религиозным праздникам, суть которых не совсем осознавали. Тем более, во все времена были пытливые умы, которые пытались понять, какой смысл того или иного слова, события. В связи с этим возникали новые предания и легенды, вызванные попыткой осознать значение преданий. Подобная ситуация произошла и с праздником Преполовения. Так, появилась легенда о лике Божией Матери, который известен, как «Троеручница». Некоторые люди даже посчитали, что название торжества было связано со словом «переплывать». Отсюда видоизмененное название праздника «Преплавление».
Появилась легенда в народе, согласно которой в какой-то исторический момент за Богородицей погнались разбойники. Тогда она несла в руках Иисуса Христа в младенческом возрасте. Ей пришлось бежать в даль от бандитов, а впереди показалась спасительная река, куда Она прыгнула, чтобы убежать от погони. Но переплыть на другой берег с Младенцем в руках было очень сложной задачей. Приходилось плыть при помощи одной лишь руки. В критический момент Матерь Божья обратилась с прошением к своему Ребенку. Она попросила Иисуса, чтобы тот дал ей третью руку, ведь сил на преодоление водной преграды уже не оставалось. Бог услышал молитву и подарил на какое-то время Богородице третью руку. Это позволило Пречистой доплыть до другого берега и спасти свое Дитя.
Молитва на Преполовение
Молитвы, читаемые от уныния
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближитися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющия мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне, се вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в души стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.
Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нози мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестах правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящий спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.