Причиной девонского вымирания мог стать космический взрыв

17:18, 20 Авг, 2020
Евгения Комарова

Команда ученых из Иллинойского университета Урбана-Шампейна назвала неожиданную возможную причину девонского вымирания. К резкому сокращению биоразнообразия могло привести излучение от взрыва сверхновой звезды.

Состав земной жизни неоднократно менялся. Традиционно ученые считали, что массовые вымирания провоцировали внутренние причины, вроде вулканической активности. Другая распространенная версия – столкновение с астероидом. Предполагается, что именно такой визитер погубил динозавров. Но в случае с поздним девонским вымиранием, произошедшим около 359 млн лет назад, команда астрофизика Брайана Филдса предполагает другое космическое воздействие.

Удар сверхновой

Теория о связи звездных взрывов и массовых вымираний появилась еще в 50-х гг. ХХ-го века. Сверхновые – богатый источник ионизирующих фотонов – мощных ультрафиолетовых, рентгеновских и гамма-лучей.

«Со временем импульс, столкнувшись с окружающим газом, формирует ударную волну, ускоряющую частицы. Так сверхновые производят мощные космические лучи. Их заряженные частицы, предположительно, воздействовали на Землю около 100 000 лет», — объяснили авторы.

Выводы исследования опубликованы в журнале PNAS.

Ранее ученые предполагали, что разрушительные импульсы способны вызывать сверхновые, расположенные на расстоянии 25-50 световых лет. Но новое исследование предполагает, что вымирание вызвал более удаленный (около 65 световых лет) объект. Звезда могла создать достаточно мощные лучи для уничтожения озонового слоя. Они долгое время воздействовали на земную биосферу, постепенно сокращая ее.

Доказательства космической теории

Предположение, что девонское вымирание спровоцировала сверхновая, высказывается впервые. На него ученых натолкнул анализ спор ископаемых растений со следами мощного УФ-излучения. Команда предполагает, что оно возникло из-за повреждений озонового слоя.

Дополнительным свидетельством космического вмешательства считаются изотопы железа-60. Частицы, присутствующие в окаменелостях девонского периода, появляются из-за взрывов звезд. Но других соединений, свидетельствующих о подобных событиях (самария-146 и плутония-146) исследователи пока не нашли. Они планируют продолжить изучать образцы девонского периода.