Производство на «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа приостановлено из-за санкций
Строительство предприятия «Арктик СПГ-2» продолжается. При этом на уже готовом оборудовании было начато производство СПГ. Однако, недавно появилась информация, что НОВАТЭК приостановил выпуск сжиженного газа на проекте. Решение связывают с влиянием санкций, сообщает Reuters со ссылкой на 2 источника.
Производство на «Арктик СПГ-2» приостановлено
Предполагалось, что коммерческие поставки с проекта начнутся в I квартале. Однако, в 2023 г. «Арктик СПГ-2» попал под санкции. В результате иностранные акционеры, как сообщали западные СМИ, объявили форс-мажор, заморозив участие в проекте.
На данный момент Россия является четвертым по величине производителем СПГ в мире с ежегодными экспортными объемами в 32,6 миллиона тонн. К 2030-2035 гг. страна планировала занять 20% мирового рынка сжиженного газа. НОВАЭТК, начавший ограниченное производство СПГ на первом из 3запланированных технологических блоков завода в декабре 2023 г., не ответил на запрос Reuters о комментариях.
«Первый технологический блок останется закрытым по крайней мере до конца июня», — сказал один из источников Reuters, добавив, что строительные работы продолжаются.
Два других технологических блока должны быть доставлены на место морским путем из Мурманска. Суммарно 3 линии смогут ежегодно производить до 19,8 млн т СПГ и 1,6 млн т стабильного газового конденсата.
Согласно источникам, серьезной проблемой для НОВАТЭКа стал дефицит специальных СПГ-судов, рассчитанных на движение по морю в период нарастания льда. Также 2 апреля издание «Ведомости» сообщало о резком снижении добычи на «Арктик СПГ-2». Показатель в феврале упал до 83 млн кубометров. При это в январе было добыто 250 млн кубометров, а в декабре 2023 г. – 425 млн кубометров.
Проблемы с судами
Для проекта на верфи «Звезда» планируется построить 15 ледокольных судна класса Arc7. Кроме того, еще 6 танкеров должна была изготовить компания Hanwha Ocean, ранее известной как Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, включая 3 для «Совкомфлота» и 3 для японской Mitsui O.S.K. Lines. Однако, как сообщали ранее на pronedra.ru, при получении судов возникли сложности. Заказ для «Совкомфлота» был отменен из-за санкций.
Ледокольные газовозы обычно имеют двойные обшивки — укрепленные конструкции, способные выдерживать давление льда — и усиленные винты. По данным общедоступной информации, построены только 3 подходящих судна. Комментируя ситуацию, Александр Новак отметил, что НОАТЭК ведет необходимые переговоры. В компании работают над решением проблемы, сказал российский вице-премьер.
Рональд Смит, старший аналитик по нефти и газу в московской брокерской компании BCS, сказал, что неясно, когда — или даже если — проект сможет получить газовозы.
«НОВАТЭК очень хорошо управляется и может найти способ преодолеть проблему передачи завершенных судов на проект каким-то образом в ближайшем будущем, или эти суда могут оставаться застрявшими на верфях на длительный период времени», — сказал он.