«Просроченная» SIM-карта: что за новая схема появилась у мошенников
Новая уловка мошенников, направленная на похищение средств с банковских счетов граждан, предполагает использование истории, которая дает им доступ к личным кабинетам клиентов мобильных операторов. Схема получила название «просроченная» SIM-карта. Подробности сообщает издание «Известия».
Что за схема «просроченная» SIM-карта
Аферисты придумали такую схему: потенциальному жертве поступает телефонный звонок, от «представителя» МТС или «Билайн». В ходе разговора аферисты предупреждают, что срок действия SIM-карты истек или находится в завершающей стадии. Для продления ее действия они просят жертву предоставить код из пришедшего SMS-сообщения. Затем мошенники перенаправляют входящие звонки и SMS на другой номер или виртуальную копию SIM-карты, что в конечном итоге позволяет им проникнуть в:
- онлайн-банкинг жертвы;
- электронную почту;
- мессенджеры;
- социальные сети;
- портал Госуслуг.
Представители платформы «Мошеловка» отметили, что подобные мошеннические действия соответствуют актуальной информационной повестке и могли быть вызваны упоминаниями о предстоящей блокировке большого числа телефонных номеров из-за неактуальных данных абонентов. Регулятор в сфере связи Роскомнадзор сообщил о выявлении 9 миллионов SIM-карт с неподтвержденными данными, которые будут отключены в случае отсутствия подтверждения. Такие новости, предполагают журналисты pronedra.ru, послужили основой для создания новых легенд мошенников и усилили доверие людей к подобным звонкам. Эксперты отмечают, что злоумышленники используют звучные слова, связанные с актуальной ситуацией, чтобы сбить с толку жертв.
Особенности новой схемы мошенничества: как защититься
Пока что проблема затрагивает только абонентов МТС и «Билайн». Эксперты также отмечают, что стиль общения мошенников при таких звонках отличается от того, что принято при мошенничестве, связанном с «полицией» или «службой безопасности банков». В данном случае мошенники используют более заботливый и заинтересованный тон, не прибегая к агрессии или давлению. Это добавляет доверия к звонку.
Центральный банк подтвердил существование такой схемы. Мошенники стремятся получить код доступа к личным кабинетам абонентов операторов связи или убедить самих абонентов включить переадресацию. Центробанк видит решение проблемы в законопроекте, находящемся на рассмотрении в Госдуме. Этот законопроект предусматривает возможность проверки сведений об абонентах с использованием баз данных операторов связи, что поможет более широко использовать такую практику для противодействия мошенничеству в банковской сфере.
Егор Кривошея, руководитель Лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково», подтвердил, что данная схема действительно опаснее, так как пользователи меньше разбираются в спецификах SIM-карт по сравнению с банковскими продуктами. Он отметил, что люди знают о необходимости периодически менять SIM-карты, и звонки от мобильных операторов происходят реже, чем звонки, связанные с финансовыми вопросами.
Аналитик отдела анализа и оценки цифровых угроз компании Infosecurity a Softline Company, Владислав Иванов, обратил внимание на то, что SIM-карта не имеет срока действия, и ее бессрочность зависит от активности использования. Эксперт также подчеркнул, что абоненты должны актуализировать свои паспортные данные с 2018 года, но это не связано со сроком действия SIM-карты. Эксперт портала «Мошеловка» также напомнила, что персональные данные абонентов обновляются по запросу у оператора и никогда не связаны со сроком действия SIM-карты.
МТС подтвердили, что при запросе на актуализацию данных операторы высылают ссылку на страницу для подтверждения информации, но никогда не запрашивают SMS-коды. Однако «Билайн» не ответил на запрос журналистов.
В Центральном банке России рекомендуют абонентам, получившим подобный звонок, немедленно завершить разговор. Важно никогда не сообщать SMS-код из личного кабинета.