Протесты на границе с Чечней возобновились в Ингушетии

11:30, 03 Дек, 2018
Анна Федорова

Акция протеста согласована с властями и приурочена к началу рассмотрения в Конституционном суде России вопроса о легитимности соглашения между Ингушетией и Чечней об обмене территориями.

Участники митинга требуют исполнения постановления Конституционного суда Ингушетии, признавшего ратификацию местным парламентом соглашения по границе с Чечней не соответствующим Конституции республики.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров после вердикта, вынесенного республиканским Конституционным судом, обратился в высшую судебную инстанцию России, считая, что этот вердикт не отменяет действие соглашения, подписанного им с Рамзаном Кадыровым.

В ходе заседания Конституционного суда России спикер Чеченского парламента Магомед Даудов заявил, что с жителями приграничных районов во время определения административной границы республик Ингушетия и Чечня не возникало спорных ситуаций, все возникающие проблемы решались на месте.

Причины конфликта

26 сентября 2018, как сообщает РИА Новости, года глава Чеченской Народной Республики Рамзан Кадыров и глава республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о переходе Сунженского и Малгобекского районов в состав Чечни. Юнус-Бек Евкуров заявил, что Ингушетией была исправлена ошибка 2009 года, когда к составу незаконно присоединили исконные земли чеченцев. Однако многие из граждан Ингушетии оказались недовольны решением главы республики по поводу передачи территорий.

В числе исторических причин конфликта называют события 1920 года, когда большевики создали на Северном Кавказе Горскую ССР, тем самым посеяв семя, которое впоследствии выросло в замороженный территориальный конфликт, сообщает медиа-портал «Кавказский узел».

Однако, на наш взгляд, более важной в данном контексте является иная версия, где причиной сегодняшних выступлений являются банальные экономические интересы преступных группировок, а также желание клана Кадырова прибрать к рукам Датыхское нефтяное месторождение. Так как переходящие под контроль Чечни районы имеют хоть и небольшие, но нефтяные месторождения. Эта же версия, с нашей точки зрения, является наиболее реалистичной.

Вот уже несколько дней в Магасе, несмотря на угрозы и увещевания со стороны силовиков и властей, не заканчивается акция протеста – люди требуют отставки президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который, как считают протестующие, передал чеченцам ценные территории. Собравшиеся также настаивают на проведении референдума, на котором, по их мнению, и должен рассматриваться вопрос о передаче территорий.

Возможный компромисс

Чтобы митинги в Ингушетии не стали ареной для провокаций, чтобы протесты не привели к опасной дестабилизации, важно сегодня дать понять жителям региона, что судьба границ решается не на митинге и не в ходе закрытых переговоров. Прояснение правовой процедуры дальнейшего рассмотрения соглашения, обсуждение ее нюансов с представителями Народного собрания и Конституционного суда республики, привлечение органов местного самоуправления к оценке предлагаемой демаркации границы, возможность участия «протестных» общественников во всех предстоящих обсуждениях — это то, что обезопасит ситуацию от непредсказуемого развития, переведет процесс с площади в залы заседаний. Концентрация на процедуре, на правовых формах соглашения важна, потому что, судя по выступлениям на митинге, протест вызывает, в первую очередь, кулуарность территориального обмена, а не его конкретные контуры.

Вовсе не обязательно в залах заседаний все пойдет проще, чем на площади. Но реальность в том, что обществ, безоговорочно строящихся в одну колонну по одному сигналу сверху, на постсоветском пространстве становится все меньше. Нравится это кому-то или нет — тут уже, как говорил поэт, «каждый выбирает для себя». Но учитывать эту реальность политикам и на федеральном, и на региональном уровне в любом случае надо.

Последствия для Ингушетии, если Сунженский и Малгобекский район будут переданы Чечне

В случае передачи Чечни Сунженского и Малгобекского районов, Ингушетия понесет не только экономические (нефтяные месторождения) и территориальные, но также демографические и исторические потери, подчеркивает политолог и эксперт по Кавказу Авраам Шмулевич на страницах портала «After Empire». Передаваемые районы представляют собой большую этно-политическую ценность для обеих республик. Сунженский и Малгобекский районы – это место проживания достаточно большого вайнахского субэтноса Орстхо, который порой выделяют в отдельную народность. По факту Орстхоевцы некий промежуточный этнос между ингушами и чеченцам. В случае перехода ядра исторической территории Орстхо под контроль Рамзана Кадырова, Орстхоевцы как бы перейдут в состав чеченского этноса.

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *