Ритуальная коммерция «Роснефти»
Глава Роснефти Игорь Сечин написал жалобу в правительство с просьбой надавить на компанию «Транснефть». Суть требования – ускорить решение вопроса с компенсациями за некондиционную нефть в «Дружбе».
Как пишет Ъ, в письме на имя вице-премьера Дмитрия Козака, Сечин указал, что белорусский Мозырский НПЗ хочет компенсации потерь от поставок загрязненной нефти в апреле на $155 млн. Также с претензиями к компании обратился польский переработчик Orlen, сумма компенсаций — $0,45 млн за недопоставку нефти в апреле. По словам Сечина, эти претензии были перенаправлены в «Транснефть», но монополия не подтвердила, что готова их удовлетворить.
Там же глава Роснефти пригрозил – иностранные потребители уже ищут на рынке замену российской нефти, а вся история приведет к потере рынков сбыта и недополученным доходам бюджета от экспортных поставок. Не обошлось и без жалоб на собственные потери. Роснефть также пострадала, пишет Сечин, сократив добычу в мае на 0,5 млн тонн из-за якобы «одностороннего отказа» «Транснефти» принимать сырье в систему.
Реакция «Транснефти» была резкой. В компании заявили, что пока не получали обоснованных требований по компенсации убытков. «Есть общее понимание, что речь идет о неделях и месяцах, но никак не днях или годах. И конечно, недопустимы попытки заработать на компенсациях. Это как кладбищенский бизнес — делать деньги на несчастье», — заявили в монополии.
Реакция ожидаема. Вопрос с компенсациями обсуждался на встрече с потребителями нефти 3 июня. Была принята «дорожная карта», обозначен порядок. Вместо того, чтобы дождаться полного восстановления работы «Дружбы», получить данные по объемам некондиционного сырья, Сечин, по сути, «с закрытыми глазами» готов принять все претензии пострадавших и набавив свои «два процента» выставить счет «Транснефти», читай государству.
Месяц назад глава Минэнерго Александр Новак уже озвучил ориентировочную сумму убытков в $100 млн. Несколько дней назад была названа и примерная сумма убытков Белоруссии – десятки миллионов долларов. Откуда взялись $155 млн знает один только Сечин.
В желании «срубить по-быстрому» Сечин побежал впереди паровоза. При этом сделал это в такой форме, что поставил в неудобное положение и вице-премьера и Минэнерго. Деньги затмили чиновничью чуйку. На глазах уважаемой публики рушится имидж «ярого государственника». Кладбищенский бизнес он такой… циничный.