Российская нефть дорожает на фоне конкуренции Китая и Индии
Китай и Индия значительно нарастили импорт российской нефти, перенаправленной на азиатские рынки после ужесточения санкций. В марте КНР закупала почти весь объем ESPO, поставляемый из порта Козьмино. Но на апрельские контракты претендует и Индия. В результате конкуренции цены на российскую нефть выросли, сообщает Reuters.
Индийские Nayara Energy и Reliance Industries Ltd купили минимум 5 из 33 партий ESPO, привлеченные невысокой стоимостью. С марта их количество увеличилось на единицу. Закупать ESPO Индия начала с ноября 2022 г., сообщают журналисты pronedra.ru со ссылкой на данные Refinitiv и Kpler. Тогда было приобретено 3 партии. По данным одного источника, цены на апрельские контракты для Индии были на 5 долларов за баррель меньше квот Дубая для поставки с судна.
Обычно азиатские страны приобретают российскую нефть дешевле установленного Евросоюзом и G7 потолка в 60 долларов за баррель. Но рост спроса привел к подорожанию малосернистого сырья. Расчеты Reuters показывают, что за планку вышел и Китай. Индийские компании рассчитываются в не связанных с долларом валютах за определенные объемы нефти. Во избежание санкций они также избегают услуг западных структур.
Индийский спрос привел к уменьшению дисконта до 6,8 доллара за баррель относительно цены Brent на ICE в апрельских контрактах на ESPO. Для мартовских поставок он составлял около 8,5 доллара. Нефть аналогичного качества марки Murban (Абу-Даби) торговалась с премией в 3,3 доллара к квотам Дубая на условиях DES. В апрельских контрактах ее цена для Китая и Индии на 9 долларов выше, чем у ESPO.
Согласно данным Kpler средний суточный экспорт малосернистой российской нефти составлял 800 000 баррелей, соответствуя 17,3% всех морских поставок за рубеж. Для Urals показатель составлял 1,74 млн б/с. Но в марте Россия объявила о сокращении экспорта через западные порты на 10%, в сравнении с прошлым месяцем. Это также способствовало росту цен, учитывая увеличивающийся спрос на ESPO со стороны Китая. Транспортный и другие сектора КНР возобновляют активность после коронавирусных локдаунов. Морской импорт российской нефти в марте достиг рекордных 43 млн баррелей. Примерно 50% пришлось на ESPO.