Российский бизнес ищет новые способы ввоза товаров в обход санкций
Российская экономика, сражаясь с усилением санкций, которые стали ответом Запада и Европы на специальную военную операцию на Украине, ищет пути обхода экономических и географических запретов ввоза товаров в нашу страну. Издание Forbes подробно объясняет, что такое «ложный транзит», и какими путями вынужден сегодня пользоваться российский бизнес, чтобы снабдить самое большое государство планеты всем необходимым.
Транспортная блокада со стороны Запада, введенная после начала специальной военной операции России на Украине и продолжающая наращивать обороты, заключается в последовательном принятии ряда мер, затрудняющих ввоз в нашу страну различных товаров и механизмов, необходимых для успешной работы российских предприятий.
Так, сначала для России было закрыто небо над странами Евросоюза, Канады и Соединенных Штатов Америки. Параллельно осуществлялась плановая блокировка европейских портов и контейнерных операторов. Под санкции частично попали железнодорожные перевозки.
Сильнее всего пострадали автомобильные дороги: этот способ транзитного перемещения товаров из Европы в Россию был самым востребованным. В соответствии со введенными санкциями, фурам – обладательницам российских государственных регистрационных номеров закрыли въезд в страны Евросоюза.
Все эти комплексные меры неминуемо привели к тому, что существовавшие и успешно работавшие еще в начале 2022 года логистические цепочки поставок были нарушены самым грубейшим образом. Тем не менее, российский бизнес не отпускает руки и изыскивает всё новые способы обхода западных санкций, которые преследуют цель не допустить дефицита товаров в России.
Одним из первых шагов в обход санкций стала перерегистрация российских транспортных средств в Республике Казахстан. Большегрузы с казахстанскими номерами спокойно пересекают Европу.
Также российская логистика максимально оперативно перестроилась на соседние страны, с которыми наша страна сохраняет и развивает в разных областях тесные партнерские взаимоотношения: это Турция, Казахстан, Грузия, Армения и Объединенные Арабские Эмираты. Как и следовало ожидать, в большинстве случаев срок доставки товаров в Россию увеличился, равно как и стоимость логистики. Это связано с таможенными издержками, которые несут логистические компании и поставщики товаров при пересечении границ каждой отдельной взятой страны, занимающей свое место в общей цепочке поставок.
Перед импортерами зарубежных товаров встал естественный вопрос, как можно минимизировать вынужденные таможенные издержки.
Forbes цитирует генерального директора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, который говорит о том, что для указанных целей задействуется схема так называемого «косвенного реэкспорта», предполагающая прямой ввоз товаров из Европы в Россию, без участия третьих стран в логистической цепочке.
В данном случае европейская компания на бумаге продает товар юридическому лицу из страны, сохраняющей с Россией партнерские дружественные взаимоотношения. Эта компания выполняет роль посредника в рамках торговой операции. После выезда со склада хранения европейского поставщика груженая товаром фура отправляется сразу в сторону России, но по пути заезжает на таможенный склад.
Спикер уточняет, что он, как правило, находится в одной из стран Прибалтики. В этот момент на смену первому подписанному контракту приходит второй, который заключается уже между компанией-посредником и непосредственно российской организацией, осуществляющей ввоз товара на территорию нашей страны. Фактически груз «перепродается». Далее фура беспрепятственно пересекает границу с Евросоюзом и въезжает в РФ.
Интересно, что существует еще более облегченная логистическая схема, которую представители данной профессиональной среды называют «перепродажей в пути». Документальное переоформление документов с участием компании-посредника остается прежним, при этом большегруз может не заезжать на склад.
Георгий Властопуло также рассказал о еще одной актуальной логистической схеме, которой вынуждена пользоваться Россия для ввоза товаров, – это «ложный транзит». Грузовик въезжает в ЕС с первичной документацией – между европейским продавцом и компанией-посредником. При этом, он движется в страну, которая якобы приобрела товар из Европы, таким образом, чтобы путь пролегал через территорию России. Въехав в РФ, большегруз заезжает на местный таможенный склад, где уже осуществляется процесс «перепродажи» товара российскому покупателю.
В числе возможных сложностей и затруднений, которые могут выявиться в процессе осуществления любой по озвученным цепочек, спикер называет слишком подозрительных таможенников, недоверие со стороны стран, участвующих в реализации логистической схемы, а также внезапно увеличивающаяся затратная часть, которую озвучивают компании-посредники, особенно в случае транзита дефицитных товаров.