Российским нефтяникам придется увеличить отчисления в бюджет из-за ужесточения налогов

19:40, 17 Июл, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: oilexp.ru

Правительство России готовится внести изменения в правила налогообложения нефтяной отрасли, которые ожидаются в Госдуме в июле. По информации Forbes, эксперты оценивают, что бюджет получит выгоду свыше 1 трлн рублей благодаря ключевым изменениям, таким как сокращение субсидий для топливных компаний, ускоренное повышение акцизов и перенос льготы по налогу на дополнительный доход (НДД).

Как изменение налогов влияет на бюджет

Налоги на нефть

Источник фото: myseldon.com

Основная цель поправок — получить дополнительные доходы в бюджете, как отмечают эксперты. Правительство выбрало нефтяную отрасль, чтобы не менять основные параметры налогообложения, которые могут отрицательно сказаться на экономике в целом.

Одно из самых серьезных изменений заключается в сокращении компенсаций для нефтяных компаний с сентября 2023 года до конца 2026 года. Изначально планировалось сократить выплаты только на один год. Полная заморозка выплат из бюджета нефтяникам не рассматривается.

С 2019 года государство выплачивает компенсации отрасли для предотвращения повышения цен на бензин и дизельное топливо для населения сверх инфляции. В 2022 году нефтяники получили из бюджета рекордные 3,2 трлн рублей выплат по обратному акцизу на сырье и демпфирующей надбавке. Большая часть пришлась на демпфер. Сокращение выплат позволит бюджету сэкономить около 700-800 млрд рублей в год.

Также Минфин решил отложить введение 20% вычета по налогу на дополнительный доход для зрелых месторождений Западной Сибири, относящихся к третьей группе НДД, с 2024 года на 2027 год. Этот перенос льготы позволит сэкономить бюджету примерно 250 млрд рублей в год.

Еще одно ключевое изменение — ускоренное повышение акцизов на бензин и дизельное топливо до 5% ежегодно до 2026 года. В настоящее время они индексируются на 4% в год. Решение принесет около 15-17 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет ежегодно.

Также предлагается продлить повышенный НДПИ на нефть до конца 2026 года. Минфин оценивал рост доходов от введения повышающего коэффициента в более чем 200 млрд рублей в год.

Общий бюджетный эффект от налоговых изменений в нефтяной отрасли не оценивается ведомством. В первом полугодии дефицит бюджета составил почти 2,56 трлн рублей, что близко к планке на весь год в 2,9 трлн рублей (2% ВВП). Нефтегазовые доходы сократились почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, составив 3,382 трлн рублей за январь-июнь.

Как поправки влияют на льготы

Законопроект, который обсуждается правительством, вносит изменения в правила налогообложения нефтяной отрасли, и это вызывает определенные опасения и недовольство. Одно из ключевых изменений заключается в ограничении права компаний признавать убытки по НДД до конца 2026 года. По новым правилам, налоговая база не может быть уменьшена более чем на 50%, и исторические убытки больше не могут быть учтены для целей налогообложения. Эти изменения, сообщают журналисты pronedra.ru, вызывают обеспокоенность и считаются попыткой изменить базовые принципы налога на дополнительный доход.

Одним из изменений будет возможность применять режим НДД для месторождений сверхвязкой нефти с 2024 года. Компании, добывающие такую нефть, сталкиваются с высокими затратами, и до 2021 года у них был благоприятный налоговый режим. Отмена льгот увеличит налоговую нагрузку на добычу вязкой и сверхвязкой нефти в 25 раз, заявляли в ЛУКОЙЛе.

Эксперты отмечают, что переход компаний на режим НДД является положительным трендом, но при этом остаются нерешенными вопросы, связанные со стимулированием разработки малых месторождений, которые сейчас нерентабельны при текущем налоговом режиме. В то же время главы крупных нефтяных компаний, таких как «Газпром нефть» и «Новатэк», предлагали стимулировать добычу трудноизвлекаемых запасов. Однако Минфин готов обсуждать этот вопрос только после 2027 года. Согласно данным Роснедра, доля трудноизвлекаемых запасов в общей добыче нефти в России в 2022 году составила около 32%.

Переоценка стоимости и последствия новых налогов для отрасли

Минфин продолжает работу над установлением справедливой формулы расчета цены нефти, которая будет использоваться для определения налоговых платежей нефтяных компаний, включая НДПИ, НДД, экспортные пошлины и обратный акциз на нефть. В рамках предложенных поправок к законопроекту ведомство также намерено снизить планку дисконта Urals относительно Brent с 25 до 20 долларов. Эти изменения позволят установить более точную цену нефти Urals, что имеет важное значение при расчете налоговых обязательств. Новые параметры предполагается ввести с сентября.

Минфин начал ограничивать размер скидки с апреля этого года. С целью обеспечить прозрачность ценообразования на российскую нефть после переориентации экспорта на Восток, Минфин переходит на использование российских внебиржевых индексов, увеличенных на 4 доллара за баррель. Это позволяет учесть стоимость доставки российской нефти. Реальные цены могут быть выше, чем рассчитанные по данным агентства Argus. Разница способна скапливаться на офшорных счетах, связанных с российскими нефтяными компаниями и трейдерами.

С 2024 года в расчетах налогов также будет использоваться новый ценовой индикатор, предложенный Минфином. Помимо котировки North Sea Dated, хотят учитывать увеличенные на 4 доллара средние цены поставок нефти в морские порты Северо-Запада и Юга России, которые определяет ФАС. Эти изменения призваны обеспечить более точный расчет налоговых платежей и уменьшить риски, связанные с возможным манипулированием экспортными ценами.

Минфин также готов начать обсуждение вопроса об использовании азиатского бенчмарка Dubai вместо европейского Brent для определения цены нефти. Это вопрос, который будет рассмотрен осенью.

Предупреждения о возможных последствиях резкого повышения налогов для нефтяной отрасли привлекают внимание экспертов и представителей бизнеса. Дальнейшее увеличение налогов может привести к сокращению инвестиций и создать неопределенность в отрасли.

Особое внимание уделяется также точечному характеру разных налоговых мер и льгот. Различные формулировки создают разные налоговые условия для схожих проектов разных компаний. Такая неоднозначность вызывает нервозность в отрасли и затрудняет планирование инвестиций.

Прогнозируется, что налоговые условия в нефтяной отрасли будут продолжать пересматриваться в будущем. Это связано с изменениями цен на мировых рынках и спроса на нефть. Налоговый режим в отрасли становится все более сложным и требует постоянной корректировки в зависимости от различных параметров и коэффициентов.

Влияние налоговых изменений также затронет потребителей. Сокращение субсидий на топливные компании может привести к увеличению цен на бензин и дизельное топливо. Прогнозируется, что они вырастут на 4-5 рублей за литр бензина и 7-8 рублей за литр дизельного топлива. Для сдерживания введены меры, такие как повышение минимального объема продажи бензина на товарно-сырьевой бирже.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *