Россия почти на 18% нарастила экспорт угля через порты в январе – апреле 2023 года
Перевалка угля в российских портах за январь — апрель увеличилась на 18,3% до 69,9 млн тонн, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на знакомый со статистикой источник. В первые два месяца года экспорт был низким, однако в марте он значительно вырос, достигнув лучших показателей с августа 2022 г., когда было введено эмбарго на российский уголь со стороны Европы.
Самый динамичный рост наблюдается в портах:
- Мурманска (+ 84,6%);
- Усть-Луги (+80,3%);
- Шахтерска (+63,4%);
- Выборга (+56,9%).
Однако в связи с перегруженностью железных дорог доля самых прибыльных направлений экспорта, таких как порты Дальнего Востока и юга, немного сократилась. Угольщики сталкиваются с финансовыми трудностями при поставках. Параллельно продолжается обсуждение приоритетных грузов на Восточном полигоне. ОАО «РЖД» предлагало лишить твердое топливо из Восточной Сибири привилегий, предоставленных правительством, сообщали ранее журналисты pronedra.ru. Это позволит увеличить перевозку более прибыльных грузов.
По данным министерства угольной промышленности Кузбасса, отгрузка угля железнодорожным транспортом снизилась на 1,9% до 66 млн тонн за январь—апрель. В то же время поставки на экспорт выросли на 2,5% до 40,6 млн тонн. Добыча угля в регионе сократилась на 3% до 73 млн тонн.
Аналитики Argus отмечают, что в 2023 году России будет трудно поддерживать текущие объемы экспорта угля морским транспортом из-за уменьшения разницы в ценах между российским и зарубежным углем, а также неопределенности в продажах в Марокко и Турции. В 2022 году российский энергетический уголь торговался с большой скидкой по сравнению с бенчмарками, что увеличивало его спрос.