Россия столкнулась с дефицитом дизеля: куда пропало топливо

10:40, 25 Авг, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: novostinedeli.net

Цены на дизельное топливо в 2023 году достигли исторических пиковых значений, особенно при сравнении со стоимостью нефти. Эта тенденция характерна для разных регионов мира.  О ситуации на топливном рынке сообщают «Известия».

Что происходит на рынке дизельного топлива

Причины подобного топливного кризиса кроются в нескольких ключевых факторах. Во-первых, высокий спрос на дизель в Китае оказал значительное воздействие на мировой рынок. Во-вторых, запрет на поставки топлива из России в Европу, введенный в начале года, также оказал негативное влияние. Закрытие множества нефтеперерабатывающих заводов в США и нестабильность цен на нефть лишь усугубили сложившуюся ситуацию. В России проблемы скорее связаны с логистикой, нежели с производством дизельного топлива.

Нефть в последние недели значительно подорожала, достигая уровней от 83 до 86 долларов за баррель. Однако подъем цен на нефтепродукты, особенно на дизельное топливо, оказался даже более резким. Это спровоцировало резкое увеличение маржи для производителей данного вида топлива.

Хотя согласно рыночной логике, рост цен должен был бы стимулировать увеличение производства и уравновешивать спрос и предложение, сегодняшние обстоятельства путают этот сценарий. В разных регионах мира ситуация отличается. Эксперты предвещают шторм на дизельном рынке в ближайшие годы из-за фундаментальных трудностей, с которыми столкнулся этот сектор.

В США объем всех нефтяных дистиллятов, включая дизель, к середине августа снизился на 18%, достигнув 115 млн баррелей. Этот показатель стал одним из минимальных за последние 10 лет. На первый взгляд ситуация может показаться не настолько катастрофичной. Теоретически, рынок удалось бы обеспечить за счет производства нефтепродуктов. Однако в реальности интенсификация работы НПЗ оказывается сложной задачей.

Загрузка таких предприятий в США составляет около 94%, что заметно превышает средние показатели за прошлые годы и является самым высоким значением с 2015 года. Параллельно с этим, запасы бензина оказались на историческом минимуме, что вынуждает производителей использовать ограниченные свободные ресурсы для производства именно бензина.

Почему возник дефицит дизеля в России

В связи с кампанией по сбору урожая в нескольких южных регионах страны, нефтепродукты стали дефицитными. Первопричиной этой нештатной ситуации стали логистические сложности, обусловленные разгаром туристического сезона и загруженностью железных дорог. Кроме того, сообщают журналисты pronedra.ru, перенаправление поставок угля с западного направления на восточное также внесло свою лепту в обострение ситуации. Ремонтные работы на ряде нефтеперерабатывающих заводов также сыграли свою роль в ухудшении снабжения.

Мировой рынок также оказал влияние на российскую проблему. Несмотря на то что экспорт дизельного топлива в Европу был урегулирован, другие страны также покупают российские нефтепродукты. Важным покупателем стало Бразилия, которая ранее импортировала дизель из США. Однако сейчас Бразилия переключилась на поставки из России, увеличив импорт на 25% до 235 000 баррелей в сутки.

Рост цен на дизельное топливо оказывает негативное воздействие на различные сферы, включая фермеров во время уборочной кампании и перевозчиков. Ассоциация «Грузавтотранс» даже требует согласования цен между топливными компаниями и стабилизации цен на уровне, существовавшем до подорожания. Дальнобойщики считают, что нынешнее положение на топливном рынке будет дополнительным давлением на инфляцию.

Эта проблема может распространиться и на другие страны, как это случилось с массовыми забастовками водителей в различных регионах Азии зимой 2021/2022 годов, связанными с сокращением поставок дизеля из Китая. Эти проблемы имеют потенциал распространиться на мировом уровне.

Что будет с дизелем в Европе

Ситуация с дизельным топливом в Европе в последнее время приобрела нестабильный характер. В январе 2023 года введение санкций почти полностью ограничило европейским компаниям возможность закупок нефтепродуктов из России. Это привело к тому, что в начале года спрос на российский дизель стремительно вырос. При этом закупки сырой нефти были сокращены. Этот временный эффект немного разрядил ситуацию, предотвратив дефицит в первый зимний сезон.

В настоящий момент объем запасов дизельного топлива в Европе достиг своего сезонного максимума и составляет 248 млн баррелей. Однако это значение заметно ниже обычных летних запасов. Прогнозы аналитиков из Wood Mackenzie предсказывают быстрое уменьшение запасов в ближайшие месяцы. Тем не менее, восстановить уровень запасов через российские поставки становится невозможным. Возможны варианты импорта через третьи страны, но объемы таких закупок будут ограничены.

В 2023 году европейские страны, отказавшиеся от российской нефти и нефтепродуктов, вынуждены были перейти на более легкую арабскую нефть. Однако такой переход привел к существенному снижению производства дизельного топлива. Недостающее количество частично удавалось заменять за счет поставок из Китая. Он в 2023 году резко увеличил экспорт нефтепродуктов, продавая их на международном рынке даже выгоднее, чем на внутреннем. Европейцы вынуждены были переплачивать за дизель в среднем на 280 юаней (около 39 долларов) за баррель.

Однако ситуация с поставками из Китая также может измениться осенью. Правительство намерено решить вопрос о экспортных квотах в ближайшие дни. При этом внутренний спрос на нефтепродукты в Китае растет, что объясняется большими расходами на инфраструктуру и снижением активности в жилищном строительстве. В случае сокращения поставок из Китая, Европе придется столкнуться с неприятными перспективами.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *