Россия возобновляет железнодорожные перевозки нефти

13:14, 04 Окт, 2022
Татьяна Арестова
Цистерны с нефтью
Источник фото: teknoblog.ru

Железнодорожная сеть России не использовалась для перевозок крупных партий нефти с 2016 года. Спрос на услуги РЖД пропал на фоне запуска второй очереди сети Восточная Сибирь – Тихий океан. Но переориентация рынка сделала мощности трубопроводов недостаточными. Компании возвращаются к железнодорожным перевозкам для экспорта нефти, сообщает «Коммерсантъ».

Прогнозы по наземным поставкам нефти

Первые пробные партии углеводородов уже отправлены. Порт Козьмино 3 октября получил 4 400 тонн нефти «Газпром нефти» от «Транснефтепродукта» (входит в состав «Транснефти»). Топливо было отправлено из Иркутской области (Зуй) 25 сентября.

До запуска ВСТО по железной дороге ежегодно транспортировали порядка 15 млн т нефти. Но запуск трубопровода создал более дешевый канал поставок, что привело к частичной консервации станций на маршруте сети.

За счет первой очереди ВСТО Россия экспортирует в Китай порядка 30 млн т сырья в год. Всего система рассчитана на поставку 80 млн т нефти. Существующих мощностей стало не хватать на фоне наращивания объемов экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Учитывая ужесточение западных ограничений, железная дорога может стать более дешевым каналом, в сравнении с морскими перевозками. При этом специалисты сомневаются, что нефтяным компаниям удастся вернуться к прежним объемам. Игорь Юшков из Финансового университета при российском правительстве ожидает железнодорожные поставки в Козьмино на уровне 4 млн т. В Argus дают более оптимистичный прогноз – 7 млн т. На столько же, по мнению российских властей, должны увеличиться объемы трубопроводных поставок за счет использования присадок, препятствующих турбулентности.

Сложности с перевозкой нефти по железной дороге

Возвращение к услугам РЖД сопровождается рядом трудностей. Так, нефтяные компании столкнутся с дефицитом цистерн для перевозки. Объемы поставок также ограничиваются мощностью Восточного полигона.

Перевозка нефти по железной дороге окажет дополнительное давление на угольную отрасль. Твердое топливо, как груз первого класса, должен «уступать место» более маржинальным продуктам, к каким отнесут и нефть (II класс). Специальную квоту для перевозки угля в восточном направлении отменили, что осложнило его транспортировку из регионов, вроде Тувы и Кузбасса.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *