Руины дворцового комплекса Гбадолите остались памятником грандиозной коррупции
Глубоко в джунглях Демократической Республики Конго несколько десятилетий процветал собственный Версаль – дворцовый комплекс президента Мобуту. Сегодня он превратился в руины, отражающие, во что может вылиться почти неприкрытая коррупция.
Правителей нередко обвиняют в злоупотреблении положением. Иногда заявления беспочвенные, но, в случае с президентом Заира (Конго) Мобуту, доказательства коррупции налицо. За почти 30 лет правления он, по разным оценкам присвоил 5-15 млрд долл. Значительную часть средств Мобуту вложил в обустройство личной резиденции, которой, в итоге, стала вся его родная деревня Гбадолите.
Как появился «Версаль в джунглях»
До военного переворота в 1965-м поселок, расположенный глубоко в джунглях, даже не был отмечен на карте. Захватив власть, журналист Джозеф Дезире Мобуту, взявший себе мужественное имя Сесе Секо Коко Нгбенду ва за Банга (могущественный воин и завоеватель) занялся благоустройством родной деревни. За 10 лет ее население превысило 200 000 человек. В теперь уже городе Гбадолите появились современные:
- аэропорт;
- больницы;
- школы;
- 5-звездочный отель;
- завод по розливу Coca-Cola.
Не забыл Мобуту и о себе. Версалем в джунглях Гбадолите называют из-за дворцов президента. Один предназначался для торжественных приемов, другой, поскромнее, – для повседневной жизни. Версаль постройки напоминали не только размахом. Мобуту предпочитал стиль Людовика XIV, старинную мебель и мраморную отделку.
Во дворце президента бывали именитые гости. Его посетил Папа Римский, Дэвид Рокфеллер, французские президенты. Но властные знакомые быстро забыли Мобуту, потеряв в нем необходимость.
Быстрый крах Гбадолите
Президент Конго играл важную для Запада роль – не давал СССР доступа к ресурсам страны. Мобуту обеспечивал государству статус капиталистического «оплота» в Африке. Из-за этог США и МВФ, вероятно, сквозь пальцы смотрели на роскошную жизнь президента и явное злоупотребление полномочиями.
Все изменилось после развала Союза. Потеряв интерес к Мобуту, США и Европа прекратили финансирование. Без внешних вливаний инфляция в стране рекордно ускорилась, достигнув в середине 90-х гг. ХХ-го в. 9800%. Народ начал бунтовать. Мобуту пытался перебраться в США, но бывший союзник отказал в визе. Весной 1997-го опальный президент сбежал в Марокко на личном самолете. Здесь 66-летний Мобуту умер от рака простаты.
Лишившись покровителя, Гбадолите быстро пришел в упадок. Дворцы Мобуту относились к основным градообразующим предприятиям. После переворота здесь обосновались повстанцы. Они превратили «Версаль» в руины.
Дворцовый комплекс и окрестности сейчас
Гбадолите «застыл» в 1990-х. Новые объекты тут не строятся, а старые практически не ремонтируют. «Версаль» Мобуту остается одним из основных источников дохода населения. Местные берут за экскурсии по 20 долл., рассказывая о былом великолепии.
Гостиница Мобуту превратилась в мотель. В недостроенном здании Министерства водоснабжения разместилась школа. Гбадолите пытается поддерживать жизнь, но природа постепенно отвоевывает отобранные территории. Несмотря на коррупцию и явную эксплуатацию населения, местные жители с теплом вспоминают Мобуту, давшего им работу с довольно высоким доходом.