РЖД хочет лишить уголь приоритетного статуса
Уголь, экспортируемый в восточном направлении, получил приоритетный статус согласно указу властей. В ОАО РЖД считают, что топливо следует перевозить на обычных условиях, выделяя мощности для более дорогих грузов. Возвращение к стандартной очередности позволит нарастить квартальный оборот таких продуктов на 2 млн т, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты компании.
Как перевозят уголь на Восточном полигоне
На твердое топливо приходится почти 70% экспортного грузопотока площадки. Уголь традиционно находится «в очереди» на шестом месте. Однако, для основных добывающих регионов по решению правительства и президента РФ условия были временно изменены. Уголь экспортируют в третью очередь из:
- Якутии;
- Хакасии;
- Кузбасса;
- Тувы;
- Бурятии.
По приоритет топливо из этих регионов при поставках на восток уступает только грузам, предназначенным для военной сферы и ликвидации ЧС.
Квоты для добывающих регионов на I квартал составили 24,8 млн т. Реально за этот период было экспортировано 24,4 млн т – порядка 90% всех поставок на восток. В Якутии и Бурятии план был перевыполнен на 100 000 т. Хакасия направила на экспорт 1,1 млн твердого топлива – на 28% меньше квоты.
Новосибирская область прекратила поставки твердого топлива на восток. Ранее в регионе также остановили добычу нефти, сообщали журналисты pronedra.ru. Ситуацию с углем в ЭЛСИ объяснили нехваткой транспортных мощностей в восточном направлении. Топливо было перенаправлено в южные порты.
Оценка предложения РЖД
Компания оценивала ситуацию с поставками, готовясь к заседанию правительственной комиссии, занимающейся социально-экономическим развитием Дальнего Востока. Отмена приоритета для угля позволит на 1,8 млн т увеличить квартальные перевозки более дорогостоящих грузов, вроде:
- удобрений;
- нефтепродуктов;
- зерна;
- черных металлов.
На последние придется основной объем потенциального дополнительного экспорта – 1 млн т. Доход РЖД за счет таких изменений вырастут на 1 млрд рублей, а вклад компании в российскую экономику – на 25 млрд рублей.
В угольной отрасли отмечают, что и текущая ситуация остается для нее сложной. Так, квота для Кузбасса на 9,9 млн т уступает установленному правительством объему. Тарифная нагрузка в регионе для коксующегося угля увеличилась на 44-72% по итогам 2022 г. Прирост для энергетического топлива составил 66-97%, отметил Сергей Цивилев, возглавляющий комиссию по энергетике.
Михаил Бурмистров, руководитель «Infoline-Аналитики», усомнился в способности РЖД эффективно заменить уголь более дорогостоящими грузами. Поставки твердого топлива характеризуются ритмичностью, вряд ли доступной альтернативным продуктам.