РЖД хочет лишить уголь приоритетного статуса

10:46, 16 Май, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: gazetavechorka.ru

Уголь, экспортируемый в восточном направлении, получил приоритетный статус согласно указу властей. В ОАО РЖД считают, что топливо следует перевозить на обычных условиях, выделяя мощности для более дорогих грузов. Возвращение к стандартной очередности позволит нарастить квартальный оборот таких продуктов на 2 млн т, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты компании.

Как перевозят уголь на Восточном полигоне

На твердое топливо приходится почти 70% экспортного грузопотока площадки. Уголь традиционно находится «в очереди» на шестом месте. Однако, для основных добывающих регионов по решению правительства и президента РФ условия были временно изменены. Уголь экспортируют в третью очередь из:

  • Якутии;
  • Хакасии;
  • Кузбасса;
  • Тувы;
  • Бурятии.

По приоритет топливо из этих регионов при поставках на восток уступает только грузам, предназначенным для военной сферы и ликвидации ЧС.

Квоты для добывающих регионов на I квартал составили 24,8 млн т. Реально за этот период было экспортировано 24,4 млн т – порядка 90% всех поставок на восток. В Якутии и Бурятии план был перевыполнен на 100 000 т. Хакасия направила на экспорт 1,1 млн твердого топлива – на 28% меньше квоты.

Новосибирская область прекратила поставки твердого топлива на восток. Ранее в регионе также остановили добычу нефти, сообщали журналисты pronedra.ru. Ситуацию с углем в ЭЛСИ объяснили нехваткой транспортных мощностей в восточном направлении. Топливо было перенаправлено в южные порты.

Оценка предложения РЖД

Компания оценивала ситуацию с поставками, готовясь к заседанию правительственной комиссии, занимающейся социально-экономическим развитием Дальнего Востока. Отмена приоритета для угля позволит на 1,8 млн т увеличить квартальные перевозки более дорогостоящих грузов, вроде:

  • удобрений;
  • нефтепродуктов;
  • зерна;
  • черных металлов.

На последние придется основной объем потенциального дополнительного экспорта – 1 млн т. Доход РЖД за счет таких изменений вырастут на 1 млрд рублей, а вклад компании в российскую экономику – на 25 млрд рублей.

В угольной отрасли отмечают, что и текущая ситуация остается для нее сложной. Так, квота для Кузбасса на 9,9 млн т уступает установленному правительством объему. Тарифная нагрузка в регионе для коксующегося угля увеличилась на 44-72% по итогам 2022 г. Прирост для энергетического топлива составил 66-97%, отметил Сергей Цивилев, возглавляющий комиссию по энергетике.

Михаил Бурмистров, руководитель «Infoline-Аналитики», усомнился в способности РЖД эффективно заменить уголь более дорогостоящими грузами. Поставки твердого топлива характеризуются ритмичностью, вряд ли доступной альтернативным продуктам.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *