Санкции против нефти из России «перерисовали» карту морских поставок
Ограничения на поставки нефти и нефтепродуктов из России отразились на мировой морской логистике. Публикуемый Baltic Exchange индекс Clean Tanker Index, оценивающий средние ставки фрахта на основных маршрутах, вырос почти в 2 раза с 5 февраля 2023 г. Тогда начали действовать эмбарго и потолок цен на российские нефтепродукты. О влиянии санкций на логистику сообщает Reuters.
Новые маршруты и рынки для российской нефти
Данные Kpler и Refinitiv показывают, что Россия переключилась на «удаленных» покупателей. Нефтепродукты экспортируют в:
- Нигерию;
- Марокко;
- Бразилию.
Европа, со своей стороны, нарастила поставки из стран Ближнего Востока и Азии. Российские суда прибывали в Антверпен через 4 дня после отправки. При закупках у США Европе приходится ждать около 18 дней до получения груза, отметили источники Reuters. Примерно такое же время занимает рейс из России в Бразилию, традиционно импортировавшую нефтепродукты из США. За первые 3 недели марта 2023 г. сюда было направлено около 240 000 т бензина и дизеля. На Россию пришлось 25% бразильского импорта, сообщили журналисты pronedra.ru со ссылкой на доступную статистику. Это – на 13 п. п. больше, чем в феврале, и почти на 24 п. п. больше, чем в 2022 г.
Россия также выходит на новые рынки. В марте 2023 г. поставки в Того «намотали» 973 млн метрических тонн на морские мили (MT-NM). Еще в ноябре 2022 г. экспорт в эту страну не осуществлялся. Поставки в Нидерланды в феврале 2023 г. сократились почти в 4,8 раза в сравнении с сентябрем 2022 г. – до 238 200 т.
Цены на морские поставки и экологическая нагрузка от них
Новые маршруты длиннее «досанкционных». В марте экспорт в Бразилию оценивался в 3,07 млрд MT-NM, что почти в 3,3 раза больше результатов ноября 2022 г. Объемы поставок нефтепродуктов в Нигерию достигли 1,88 млрд MT-NM. В ноябре 2022 г. их не было. Экспорт в Саудовскую Аравию в марте подскочил до 1,75 млрд MT-NM, увеличившись почти в 56,4 раза. Поставки ОАЭ оценили в 4,43 млрд MT-NM.
«Не только маршруты удлинились. Изменилось и поведение судов, не имеющим доступа к другим рынкам нефтепродуктов», — отметил аналитик Vortexa Дилан Симпсон.
Изменение логистики отразилось на затратах России. Фрахт стандартного танкера на 37 000 т, отправляющегося из балтийских портов, стоит:
- Марокко – около 103,8 доллара за тонну;
- Египет – 150 долларов;
- Нигерия – 174,2 доллара.
Цены отправки из Великобритании или Евросоюза в страны Западной Африки составляют около 55,8 доллара за тонну. Источники Reuters указали и на экологическую нагрузку удлиненных маршрутов. Увеличение дистанции на 10% для танкеров, проходящих через Европейскую экономическую зону, обеспечит дополнительный выброс примерно 1,5 млн т углекислого газа. Объем эквивалентен годовым эмиссиям от 750 000 автомобилей, отметил аналитик Transport & Environment Валентин Саймон.