Сбылись и не оправдались: оценка прогнозов ПМЭФ-2023
На Петербургском международном экономическом форуме выступающие эксперты не только обсуждают современные экономические вопросы, но и предсказывают тенденции, ориентированные как на ближайшее, так и на отдаленное будущее. Сравнение прогнозов, выдвигаемых спикерами на ПМЭФ-2023, с реальными результатами публикует fontanka.ru.
Как сбываются прогнозы ПМЭФ-2023
Одной из ключевых тем, затронутых на форуме в 2023 г., было обсуждение возможного повышения налогов. Глава Минфина Антон Силуанов высказывал предположения о необходимости этого шага для обеспечения финансовой устойчивости страны. Недавно ведомство представило предложения о налоговой реформе, ожидая дополнительные доходы в несколько триллионов рублей в ближайшие годы.
Еще одним важным прогнозом, озвученным на предыдущем форуме, был прогноз о росте экономики. Максим Решетников, глава Минэкономразвития, предполагал, что темпы роста в 2023 превысят прогнозы ведомства на 1,2%. Эти прогнозы подтвердились, поскольку российский ВВП в прошлом году увеличился на 3,6%, что оказалось выше ожиданий.
На более социально значимой ноте Владимир Путин заявил о планах повышения МРОТа на 18,5% с начала 2024 года вместо ранее прогнозированных 10%, с целью удвоения его к 2030 году. Сейчас, в 2024 году, на федеральном уровне МРОТ был проиндексирован на указанные 18,5%, достигнув суммы 19 242 рубля, в то время как в Петербурге региональный уровень МРОТа увеличился на 6,4%, достигнув отметки в 25 000 рублей. Встречаемый президентом план об индексации пока что соответствует заявленным планам.
Перед автомобильной промышленностью в Петербурге встала задача возврата к предкризисным показателям. Губернатор отметил эту цель, подчеркнув важность возрождения отрасли до уровня, когда заводы функционировали в три смены, обеспечивая значительную часть производства автомобилей в России.
Хотя сроки достижения этой цели остались неопределенными, глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов сообщил о запуске производства на бывшем заводе Nissan и планировании выпуска автомобилей на рынок уже летом 2023 года. Тем не менее в реальности «АвтоВАЗ» вернулся в государственное владение, а его продукция стала доступной для покупателей только в конце мая 2024 года, с запозданием по сравнению с первоначальными планами.
Касаясь нововведений в туристической сфере, обещанный закон о внедрении электронной карты для иностранных путешественников нацелен на удобство и привлекательность для гостей страны. Хотя закон был принят, карта туриста в настоящее время находится на стадии тестирования в Москве. Ожидается, что к концу 2024 года она станет доступна для использования по всей территории России, подтвердил первый вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
Не все прогнозы оправдались
Прогноз инфляции на 2023 год, выданный Андреем Белоусовым в ходе ПМЭФ 2023 г., оказался несколько недооцененным — по официальным данным Росстата, цифры потребительской инфляции в конечном итоге оказались на уровне 7,42% в годовом измерении. Управляющий Сбербанком Герман Греф и сам Белоусов в то время прогнозировали стабильность курса рубля относительно доллара, ставя «комфортный» курс между 80 и 90 рублями, отмечают журналисты pronedra.ru. Предполагалось, что мировые кризисы могут исказить эту картину. К концу 2023 года и началу 2024 года, несмотря на отдельные скачки в августе и октябре, рубль оставался в этом диапазоне, с тенденцией в пределах заявленного уровня.
Генеральный директор и председатель правления РЖД Олег Белозеров выразил уверенность в значимости проекта высокоскоростного магистрального соединения (ВСМ) Москва — Петербург. По его словам, несмотря на колоссальные вложения, превышающие триллион рублей, модель проекта вызывает высокий интерес. Он подчеркнул, что все заинтересованы в скорейшей реализации данной инициативы, отмечая, что сегодняшнее время благоприятно для подобных инфраструктурных проектов и их финансовой устойчивости.
Следом за этим Путин озвучил свою поддержку и ускорение проекта, придавая ему дополнительное внимание со стороны общественности. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов также встал на путь активного развития, подписав постановление о выделении земельных участков для строительства ВСМ и включив терминал у Московского вокзала в проект генплана.
Однако, несмотря на заявления о готовности и важности проекта, концессионное соглашение на строительство пока не было достигнуто, оставаясь открытым вопросом на будущее. Этот вопрос становится особенно значимым с учетом текущих вызовов в экономике и инвестиционной сфере.
В перспективе автомобильный транспорт в России может быть серьезно изменен с появлением полностью беспилотных транспортных средств, заявил в ходе ПМЭФ-2023 первый вице-премьер страны Андрей Белоусов. Недавно на трассе М-11 из Петербурга были запущены беспилотные КАМАЗы, хотя на данный момент за их работой все еще следят два водителя-оператора.
Однако глава Министерства цифрового развития Максут Шадаев указал на более длительный срок до широкого использования беспилотных автомобилей по дорогам страны — примерно пять-семь лет. Власти Санкт-Петербурга уже определили участки, где эти автомобили не будут допущены.
Прогнозы о величине иностранного туристического потока в Россию также оказались несколько завышенными. В ходе ПМЭФ-2023 заместитель руководителя Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков ожидал прибытия 10 миллионов иностранных туристов, однако по факту число поездок составило 15,4 миллиона, среди которых лишь 670 690 были совершены для целей туризма.