Сделано сенсационное открытие о чёрной дыре в «Лебеде Х-1»

20:49, 28 Фев, 2021
Анна Федорова

С помощью новой методики исследования ученые добыли новые сведения о чёрной дыре в «Лебеде Х-1». Рассказываем о сенсационном открытии, а также объясняем, почему эту черную дыру называют «Оком Ужаса».

Чёрная дыра в «Лебеде Х-1» (Cyg X-1) — это самая большая известная черная дыра, которая образовалась из звезды, в «Млечном Пути». Была предметом спора между К. Торном и С. Хокингом. Американские физики заключили пари в 1974 году. Хокинг был уверен, что чёрной дыры нет, но признал поражение.

Что стало известно о чёрной дыре в «Лебеде Х-1»?

В журнале Science опубликовали результаты последнего исследования. Оказалось, что черная дыра звездной массы в системе Cyg X-1 в два раза больше, чем думали раньше. А точнее — это самая большая чёрная дыра, обнаруженная когда-либо без применения гравитационных волн.

Оказалось, что чёрная дыра в системе Cyg X-1 в 21 раз превышает массу Солнца. Раньше считалось, что она больше главного светила примерно в 10,5 раз. Еще одно открытие, которое удалось сделать ученым, заключается в том, что чёрная дыра продолжает питаться за счет звезды-донора. Также в ходе исследования удалось выяснить скорость вращения чёрной дыры — оказалось, что она почти достигла скорости света.

Сама же система Cyg X-1 по новым данным ученых расположена гораздо дальше, чем думали ранее. Последнее исследование показало, что ее отделяет от Земли 7,2 тысячи световых лет.

Новые открытия перевернули представления ученых об эволюции звезд. Дело в том, что создать чёрную дыру с такой массой и скоростью вращения могла бы только звезда, которая на последнем этапе своего существования потеряла минимум своей массы. А это противоречит имеющимся на данный момент представлениям астрономов о жизненном цикле наиболее массивных звезд.

Почему Cyg X-1 называют «Око Ужаса»?

Вероятно, черной дыре дали такое неофициальное название из-за схожести с тем, что, на самом деле, означает «Око Ужаса». Так именуют гигантскую воронку варпа, через которую происходит его пересечение с реальным миром в Warhammer 40000. «Око Ужаса» в популярной настольной игре-варгейм не природное явление, в отличие от Cyg X-1. Самая большая и известная во всей галактике воронка появилась в результате психической взрывной волны, образованной при рождении четвертого бога Хаоса во время Падения эльдар. Таким образом, реальная черная дыра Cyg X-1 просто похожа на гигантскую воронку «Око Ужаса» из Warhammer 40000, поэтому ее так негласно стали называть.

Как было проведено исследование, которое позволило получить новые факты о чёрной дыре?

Один из авторов исследования, профессор Китая Гоу Лицзюнь из The National Astronomical Observatory поделился подробностями работы. По его словам, было решено измерить точное расстояние до чёрной дыры. Обычно для этого используется орбитальный телескоп Gaia — он отслеживает изменение положения объекта на небе по мере движения нашей планеты по орбите. Однако с чёрной дырой такая методика не работает, поэтому астрономы решили измерить расстояние до Cyg X-1, отслеживая смещение звезд, расположенных по соседству. Для этого пришлось задействовать не только телескоп Gaia, но и радиотелескопы сети Very Long Baseline Array. По результатам расчетов астрономам стало понятно, что чёрная дыра находится дальше и весит больше, чем предполагалось раньше.