Секреты «русского Титаника»: как затонул круизный теплоход «Адмирал Нахимов»

15:08, 29 Июл, 2020
Евгения Комарова

В августе 1986-го в районе Новороссийской бухты из-за столкновения с сухогрузом затонул круизный теплоход «Адмирал Нахимов». Хотя виновные (капитаны обоих судов) были названы и осуждены, споры о причинах катастрофы продолжаются. Выдвигаются разные версии, включая удар по неугодному генералу КГБ и секретные испытания магнитного оружия.

Судно, бывший немецкий Berlin, попало в СССР после Второй мировой войны. Теплоход был спущен на воду в 1925-м и, до смены хозяина, успел побывать на дне из-за столкновения с миной. Летом 1986-го судно доходило последние рейсы. Причем, по некоторым данным, в августе он уже почти месяц числился списанным, и, следовательно, не мог перевозить пассажиров. Но лайнер дорабатывал в штатном режиме. При аварии он перевозил 1261 человека, из которых 364 были членами экипажа.

Не разошлись

Из Новороссийска «Адмирал Нахимов», совершавший рейс между Одессой и Батуми, выдвинулся в 22:10, направляясь в Сочи. На его пути оказался сухогруз «Петр Васев». Согласно расположению судов, теплоход должен был уступить дорогу. Но в порту приняли решение позволить «Нахимову» продолжить движение. Соответствующие распоряжения были отправлены на «Васева». Капитан Виктор Ткаченко согласился выполнить указания порта.

Оба корабля продолжили движение, сверяясь с показаниями систем автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Согласно им, теплоход с сухогрузом должны были разойтись на расстоянии 100-180 м. Ткаченко регулировал движение в соответствии с таким планом. На борту «Нахимова» за сближением следил второй помощник Александр Чудновский, которому капитан Вадим Марков передал управление.

Но, как оказалось, показания САПР расходились с действительностью. Увидев опасное сближение, Чудновский пытался отвести теплоход, но не успел. Столкновение, произошедшее около 23:00, привело к образованию ниже ватерлинии «Нахимова» пробоины размером 84 кв. м. Корабль быстро начал крениться, а вокруг него образовалось топливное пятно, в которое попадали многие спасающиеся пассажиры.

Первая помочь прибыла в 23:45, через 20 минут после соответствующего приказа из порта. Большую часть выживших, 755 человек, спасли в первые несколько часов. На «Васева» удалось попасть только 37 пострадавшим – команда сухогруза не спускала шлюпки из-за волн, ограничившись канатами и спасательными кругами. Всего из-за столкновения погибло 423 человека. Тела 64 из них до сих пор находятся в затопленном судне.

Ошибка или намеренный удар

Официальной причиной катастрофы назвали ошибочные действия капитанов. Ткаченко и раньше любил проходить в опасной близости от встречных кораблей. Капитану сухогруза, по мнению следователей, необходимо было следить за обстановкой вживую, а не полагаться на довольно медлительную САПР. Свою роль сыграло и решение сотрудников порта нарушить МПСС-72.

Ткаченко и Маркова осудили на 15 лет и оштрафовали на 40 000 руб. Оба освободились досрочно.

Хотя ситуация кажется понятной, в ней есть несколько неясных моментов. Так, известно о сбоях в работе САПР. Система показывала значительно большее расстояние между кораблями. Ткаченко также заявлял о присутствии на экране третьего судна.

По мнению Владимира Чуева, сотрудника краснодарского Политехнического института, сбои могла вызвать магнитная буря. Подобная активность фиксировалась крымской обсерваторией с середины августа. По одной из версий, «Адмирал Нахимов» стал жертвой секретных испытаний магнитного оружия.

В качестве причины катастрофы предполагают и политические интриги. Считается, что за счет кораблекрушения стремились убрать генерала КГБ Алексея Крикунова. Начальник одесского отделения стал опасен для партийной номенклатуры из-за расследования вывоза военной техники из Новороссийска. Крикунов действительно погиб вместе с семьей.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *