Сербия закрыла проект по добыче лития
Литий является ключевым элементом при производстве Li-ion аккумуляторных батарей электромобилей. На фоне стремительных темпов развития электротранспорта, потребность в этом щелочном металле быстро растет. Необходимость снижения выбросов парниковых газов, постепенный переход от углеводородного топлива к возобновляемым источникам энергии ведет к тому, что большинство развитых стран на законодательном уровне стимулируют отказ от привычных ДВС и лоббируют переход на электротранспорт. В таких условиях доля электромобилей на мировом рынке увеличивается, а капитализация только одной Tesla превышает астрономические $1 трлн. По мнению экспертов в обозримом будущем этот тренд будет сохраняться.
Спрос-предложение
Высокий спрос на литий, как на активный элемент аккумуляторных батарей электромобилей, вызвал на мировых биржах небывалый рост цен на этот металл. Уже сейчас за литием закрепились такие нарицательные имена, как “новое золото” и “белая нефть”. Цена лития только за последние полгода выросла в 3,7 раза и составляет более $320 тыс. за тонну металла.
В настоящее время остро стоит вопрос об увеличении объемов добычи лития и происходит настоящий “бум” по поиску и разработке таких месторождений. Особенно это касается Европы, которая его импортирует. Основные мировые поставщики лития распределились следующим образом: Австралия — 55%, Чили — 23%, Китай — 10%, Аргентина — 8%.
Ожидаемо что, такая ситуация не устраивает чиновников в Брюсселе, ведь в их планах увеличить количество электромобилей на дорогах ЕС с 2 млн. до 40 млн. к 2030 году. Известно, что на территории ЕС имеются и свои месторождения этого металла. Были разведаны крупные залежи лития в Сербии и Португалии. Добывая литий на собственных территориях ЕС мог бы решить вопрос обеспечения собственного автопрома литием по приемлемым ценам, а также снизить связанные с этим логистические затраты.
“Зеленые” против
В середине прошлого года, в горах Португалии британская горнодобывающая компания Savannah Resources приступила к подготовительным работам по добыче лития на руднике Mina do Barroso, где планируют добывать 200 тыс.тонн металла в год. Ожидаемая выручка может составить $1,3 млрд за весь период эксплуатации рудника.
Несмотря на обещания компании создать 200 рабочих мест и инвестировать значительные средства в строительство дорог, проект рудника так и не прошел общественные консультации. Большинство жителей выступают против его строительства и считают, что такая деятельность нанесет непоправимый вред землям региона. По стране прокатилась волна местных и общенациональных протестов. В настоящее время разработка рудника приостановлена и ожидает окончательного решения со стороны правительства.
Какие аргументы в этом конфликте интересов победят в Португалии пока не известно, но сегодня, стало известно о решении властей по другому руднику лития. На этот раз, в Сербии. Горнорудная транснациональная корпорация Rio Tinto приостановила разработку литиевого месторождения “Ядар”. Премьер-министр Сербии Ана Брнабич сообщила о закрытии проекта.
Окончательная ли это победа “зеленых” в ЕС или это, скорее исключение, пока неизвестно — уж слишком заманчиво выглядит для стран ЕС собственная добыча “нового золота”.