Шпильки, булавки и тирания моды при Елизавете Петровне

19:56, 11 Май, 2021

Мода — занятие для богатых бездельников, любит повторять историк моды Александр Васильев. Если сегодня удивить могут лишь модели из коллекций haut-couture, то в средневековье мода была настоящей пыткой — без скидки на пол и возраст. Придуманные в недрах ателье модели одежды придворных щеголей Елизаветы Петровны поражали воображение. Громоздкие конструкции смотрелись, возможно, красиво, но иначе как тиранией такую моду не назовешь.

Елизавета Петровна (дочь Петра I) выросла при дворе, поэтому личные пристрастия императрицы имели первостепенное значение. Несоответствие наряда фрейлины ее вкусу или неподобающий антураж кого-то из кавалеров могли окончиться чуть ли не ссылкой. Сама Елизавета была заправской модницей и радостно продолжила реформы в сфере одежды придворных — побольше европейского влияния!

Модный курс императрицы Елизаветы

Если Петр Первый рубил бороды боярам и переодевал их в европейские камзолы, то его дочь тоже весьма резво продолжила реформы нарядов придворных. В эпоху правления Елизаветы Петровны мода стала напрочь западной, и это превратилось в сущую тиранию.

Диктат царицы выполнялся беспрекословно — никому не хотелось ехать в ссылку или терпеть насмешки. Мода на французское платье и стиль барокко прочно закрепился при российском дворе именно в эру дочери Петра. Среди дворянок стало обязательным переодеваться по нескольку раз в день:

  • завтрак,
  • утренний прием гостей,
  • разбор корреспонденции,
  • дневное время в кругу семьи,
  • вечерний туалет во дворец.

Все эти случаи требовали совершенно разных и всякий раз новых нарядов, поэтому не нужно говорить, как широко в Санкт-Петербурге зажили торговцы тканями, модистки, обувщики, куаферы и прочие ювелиры.

Правильный фасон — главный помощник в карьерном росте

Чисто внешней Елизавета Петровна была дамой видной и эффектной, к старости она, правда, сильно и некрасиво поправилась. Несмотря на то, что женщины рубенсовского типа были в большой моде в те поры, царицу лишний вес и надвигающая старость очень печалили. Поэтому она повышала себе настроение нарядами — было их бесчисленное количество. О пышности и вычурности платьев Елизаветы можно судить по ее портретам.

В своей книге о временах дщери Петровой академик Дмитрий Лихачев упоминает соответствие нарядов придворных месту проведения праздника или раута:

«В Большом Петергофском дворце при Елизавете на торжественных выходах и балах дамы и кавалеры должны были надевать особые «петергофские платья», гармонирующие с наружной окраской дворца и зеленым и белым цветами сада с фонтанами. Дворец в соответствии с темной зеленью сада и белизной фонтанных струй также красился при Елизавете в зеленый и белый цвета».

На излете своего правления в 1744 году Петровна придумала маскарад наоборот: мужчинам предписано было появляться в женских нарядах, а женщинам – в мужских. Одним это не нравилось, другим такие «превращенные куртаги» пришлись по душе. Среди последних была молодая княгиня Екатерина, которая впоследствии станет Великой. Об императрице она писала: «При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде».

Более того, Екатерина отмечала также, что с помощью «правильного» наряда можно было легко заслужить милость Елизаветы, чем сама будущая самодержица успешно пользовалась.

Модные указы дочери Петра Великого

Бояре и другие придворные лица одевались не кто во что горазд, а строго по регламенту. Он существовал, но впридачу нужно было следить за «модными» указами Елизаветы — это было исключительно важно, словно приказание.

«Дамам – кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папильон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам – кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные ж, небольшие», – прописывала внешний вид людей императрица.

В моде была аристократическая бледность (как во Франции), загар считался крестьянской чертой. Так что дамы и кавалеры безбожно белили себе лица, кисти и декольте. Попутно обязательно пудрили парики — церемония в каждом доме проводилась по-разному, ведь, надев парик для пудрения, нужно было умудриться не запудрить и наряд. Пришлось изобрести Pudermantel — накидку, которую набрасывали на себя господа, пока слуги обильно распыляли муку на их затейливые прически.

Двор российский при Елизавете Петровне был по-настоящему роскошным — это признавали все дипломаты, отмечая в своих мемуарах веселые нравы и щедрость императрицы Елизаветы. В средние века именно двор являлся средоточием актуальных тенденций костюма, мода рождалась в резиденции монарха. Несложно понять, что царица и ее ближайшее окружение становились образцами для подражания в нарядах, аксессуарах, обуви и прическах, манере поведения, даже в танце и
пластике движений.

Модная тирания была, но следование высоким требованиям императрицы было способом выразить верноподданнические чувства. Вполне логично, что в эпоху Елизаветы Петровны парадный придворный костюм следовал тенденциям моды и развивался в русле господствовавшего стиля искусства — барокко.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *