«Синдром Адели»: почему дочь великого Виктора Гюго сошла с ума

21:36, 19 Июн, 2021

Автор «Собора Парижской богоматери» был всемирно известным писателем, но очень несчастным человеком. Его единственная дочь Адель всю жизнь страдала от неразделенной любви. История трагическая, и один из мэтров французского кино создал шедевр на эту тему. В биографической драме «История Адели Г.» Франсуа Трюффо неспешно рассказал, почему дочь великого писателя Виктора Гюго сошла с ума.

Все подробности сложной психологической дуэли с самой собой содержат личные дневники Адели Гюго, которые она вела всю жизнь. Очевидно, пример отца, который «строчил» от заката до рассвета, и обратно — до заката, произвели нужное действие. Если бы Адель лечили современные психиатры, дневниковые записи с безумным количеством подробностей пришлись бы очень кстати.

Дневники Адель Гюго изданы отдельным томом

После трагедии юной Гюго в литературе возник «синдром Адели» — любовная одержимость, необоримое желание быть рядом с объектом страсти. А этот объект, в свою очередь, ничего не замечает. Вот вам и конфликт — основа любого повествования, трагедии или комедии, не важно.

В начале ХХ века синдром Адели и любовные переживания дочери великого Виктора являлись лейтмотивом обсуждений в светских салонах Парижа и периферии. Все знали, что Адель обладала не только природной грацией и красотой, но и мощным интеллектом. Жаль, что нервы были поверху. А будь она чуть жестче, не сошла бы с ума, — считали ее современники. И очень жалели родителей — на долю семьи Гюго выпала тяжкая доля.

Адель появилась на свет в 1830 году, это был пятый ребенок. Назвали девочку так же, как и мать. Странный случай для писателя, чья фантазия до сих пор поражает весь мир. Адель росла исключительно умной и способной девочкой, стала талантливой пианисткой, и получала массу предложений руки и сердца. Но отказывала с поразительной упорностью, в ожидании мужчины своей мечты.

В подростковом возрасте юная Адель пережила сильнейшее потрясение, когда трагически погибла её девятнадцатилетняя родная сестра Леопольдина, которая утонула вместе с мужем, катаясь на лодке по озеру. Но события политические быстро смазали эти воспоминания: семья Гюго покидает Францию. Скитания по Европе не нравились творческой натуре Адели, ее все сильнее забирала депрессия и хандра. Родители сразу же показали ее доктору, который ничего серьезного в её состоянии тогда не увидел.

Роковое чувство — почему сошла с ума Адель Гюго

Во время житья на острове Джерси Адель знакомится с английским лейтенантом Альбертом Пинсоном, в которого тут же влюбляется. Всё это зафиксировал ее дневник. Аристократ был привлекателен, безупречен в общении и сразу же вскружил голову эмоциональной Гюго. Бедная девушка влюбилась в образ, некогда придуманный ею самой. Поэтому, когда Альберт бросил свои ухаживания, для Адели это стало точкой невозврата.

Поговаривают, что Пинсон сделал Адель предложение, но та решила отказать, будучи уверенной в своей власти над кавалером. А он добиваться ее не стал, очевидно, мощного чувства у него не было. К тому же, Альберта перевели в Канаду, куда за ним кинулась наивная девушка. Молодые люди прожили вместе в Канаде три года, и Адель уверяла всех, что они помолвлены, но не могут пожениться, так как семья аристократов не желает видеть женой Альберта простолюдинку.

Попутно Гюго привирала, что у них был даже ребенок, но умер. Подобные рассуждения на публику и странная одержимость любовником начинали напоминать помешательство, но родных рядом не было. Отчаявшись женить на себе Альберта, Адель пишет письмо родителям, в котором подробно описывает их свадьбу. Семья Гюго приняла новость за чистую монету и даже опубликовала в местной газете сообщение о свадьбе своей дочери.

Позже Адель написала брату еще одно письмо, в котором созналась, что всё наврала, но уверенно заявляла, что они с Пинсоном обязательно поженятся после возвращения в Европу. А сам Альберт тем временем давно встречался с другой девушкой, на которой собирался жениться.

Взбалмошная Адель Гюго, узнав о предстоящем бракосочетании бывшего любовника с другой дамой, известила судью, что Альберт уже женат на ней и она ждет от него ребенка. Отец невесты шокирован такими подробностями — разгорается скандал. Бедного Альберта засылают за такое поведение к черту на рога — на остров Барбадос. А навязчивая Адель едет с ним.

Дочь Виктора Гюго Адель возвращается на родину

Мадам Пинсон (так она представлялась островитянам) поражала всех рано увядшей красотой и меланхоличностью. Вечно в темных одеждах, что для тропического острова довольно странно, она бродила без цели и постоянно что-то записывала в дневнике. Ни с кем не общалась: Альберт ее сторонился, а после и вовсе сбежал в Лондон. Там мужчина срочно женился.

Адель в возрасте 42 лет все же вернулась во Францию. Это была несчастная женщина в состоянии тихого помешательства — дочь Гюго почти не ела, перестала следить за собой. Если рядом нет Альберта, к чему всё это, думала она. Сознание ее все больше погружалось в иллюзорный мир: в пустой комнате могла громко говорить, обращаясь к Альберту, почти не спала по ночам, блуждая по дому в темноте.

«Синдром Адели», или 40 лет в психбольнице

Адель ждала, что Альберт вот-вот приедет к ней, и по-прежнему называла себя «мадам Пинсон», а родные решили определить ее в специализированное учреждение. Там-то и родилось выражение «синдром Адели» — в психиатрической клинике мадам Пинсон провела 40 лет.

Виктор Гюго умер в 1885 году, а дочь пережила его на тридцать лет. Но такая долгая жизнь не была полезной ни для кого: ни для самой Адели, ни для семьи, ни для общества.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *