Снижение добычи «Роснефти» объяснили эксперты   

07:33, 22 Май, 2018
Анна Федорова

Эксперт Института реальной экономики Денис Хворостов стал автором материала на тему «Структурный перекос „Роснефти“», на страницах которого он рассказал об основных причинах сокращения объемов добычи со стороны крупнейшей в стране нефтяной структуры.

В параметрах генеральной схемы развития нефтегазового сектора России на срок до 2020-го года были заложены в том числе сведения по добыче «Роснефти» с 2010 года, а также прогнозы на ближайшую 10-летку. Между тем, после того как в сентябре 2010-го в компанию пришла команда ее нынешнего главы Игоря Сечина, в утвержденной схеме начали накапливаться структурные перекосы.

Наиболее существенным стал, по словам эксперта, провал в добыче малосернистого сырья на территориях восточных месторождений корпорации – он превысил отметку в 10 миллионов тонн ежегодно. Наряду с этим компания наращивала свои контрактные обязательства в рамках поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион. Следствием этого стало то, что капитализация «Роснефти» составляет в настоящее время примерно 57 миллиардов долларов (данные журнала «Топнефтегаз» – ред.). Эксперт напоминает, между тем, что г-н Сечин еще в 2013-м говорил о «справедливой» капитализации, обещая сумму на уровне 120 миллиардов.

В начале 2000-х глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков заложил довольно высокий потенциал роста структуры. За период с 2004-го по 2010-й объемы добычи росли во всех базовых активах, включая «Ванкорнефть», «Удмуртнефть» и «Полярное Сияние». За указанное время российской нефтяной компании удалось нарастить производство с 20,5 до 34,6 миллиона тонн (без учета активов «Юкоса»).

После 2007-го стартовала структурная перестройка добывающих активов с вхождением в них поглощенных активов «Юкоса». Сравнительный анализ планов добычи, разработанных и заложенных в схему в 2010–2011 гг. специалистами «Роснефти», с результатами, которые были получены компанией под руководством Игоря Сечина, позволяют делать выводы о сокращении добычи на указанных активах на 13 миллионов тонн к 2017–2020 гг. Денис Хворостов уточняет, что по сути падение достигает сейчас миллиона тонн в год.

В чем проблемы?

В 2010–2011 гг. еще работали лица из предыдущей команды, отвечавшие за развитие «Роснефти», напоминает эксперт Института реальной экономики. В документации того периода он четко проследил «результаты профессионализма» специалистов из-за рубежа, которых привлек в компанию г-н Сечин.

«Проблему невыполнения планов добычи со стороны восточных активов «Роснефти» к тем, что заложены в схеме, заметно осложняет прежде всего тот факт, что в восточной части добывают малосернистую нефть, а на западных месторождениях, особенно в Урало-Поволжском бассейне, — высокосернистую. В стандартах нефти в процессе поставок в КНР и ЮВА указывают малое содержание серы, а потому с запада на выполнение восточных контрактов можно отвлекать лишь малосернистое сырье», — поясняет экономист.

За первые четыре месяца текущего года на восточный экспорт по системе компании «Транснефть» перенаправили свыше 15 миллионов тонн малосернистой нефти. Это резко ухудшило общее качество продукции, поставляемой в направлении запада. Потребители нашей нефти в странах Европы и НПЗ в европейской части России начали массово жаловаться на повышение уровня содержания серы в «черном золоте».

Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия Восточной Европы из-за упавшего качества продукции стали уменьшать закупки нефти у России. За период с января по апрель текущего года транзит через северную ветку нефтепровода «Дружба» (Беларусь, Польша, ФРГ, Латвия и Литва) сократился на 1,4 процента. Объем поставок нефти Венгрии по южной ветке «Дружбы» упал при этом на 18 процентов (280 тысяч тонн), а в Словакию — на восемь (130 тысяч тонн).

Российские НПЗ уже приблизились на сегодня к порогу технологической возможности переработки сырья ухудшенного качества, а КИНЭФ, ПНОС и АНХК порог этот на данный момент перешли.

По итогам прошлого года «Роснефть» добыла 225,5 миллиона тонн жидких углеводородов. Основную часть сырья российской структуры, а в направлении востока почти всю продукцию, транспортируют через трубопроводы «Транснефти». В 2017-м в эту систему сдали примерно 180 миллионов тонн нефти, и на российские предприятия поступило из них 100,6 миллиона, подчеркнул экономист.

«Совершенно очевидно, таким образом, что «Роснефть» уже вплотную приблизилась в настоящее время к критическому пределу по выполнению экспортных контрактов в направлении востока», — констатировал эксперт.

Последним примером Денис Хворостов называет при этом контракт с французской Total, подписанный на прошлой неделе. «Роснефть» должна обеспечивать отгрузку от 4,5 миллиона тонн сырья ежегодно, уточняет автор колонки.

За дефицитом «черного золота» последовала пониженная загрузка заводов «Роснефти» в восточной части. Загрузку АНХК в 2019–2020 гг. планируют лишь на 80, а Комсомольского НПЗ — на 73 процента. При таких показателях экономически неэффективной становится модернизация предприятий в рамках реализации четырехстороннего соглашения, заключенного ранее правительством России, Ростехнадзором, Министерством энергетики и нефтяными корпорациями страны. Это и происходит сейчас реально, резюмировал эксперт.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *