Сомнения в подлинности Туринской Плащаницы – позиция Папы Римского в Средние века

Папа Римский в Средние века не считал Плащаницу подлинной, заявил профессор Андреа Николотти из Туринского университета. Эксперт прокомментировал продолжительные исследования реликвии, остающейся среди самых обсуждаемых и спорных артефактов в мире. Вопрос о её происхождении и возрасте не даёт покоя учёным и верующим на протяжении веков, сообщает «Комсомольская правда».
Споры о возрасте Плащаницы
Сторонники божественного происхождения этого полотна считают, что оно было использовано для укрытия тела Христа после его снятия с креста, в то время как критики утверждают, что ткань является более поздним творением, относящимся к Средневековью.
Читайте по теме: протоиерей Соколов признал, что не все мощи святых нетленны
Вопросы относительно возраста плащаницы вновь стали актуальными после исследования, проведённого в 2022 г. учёными Института кристаллографии. Для нового датирования была использована методика WAXS, основанная на применении рентгеновских лучей для анализа молекул сахара в волокнах льняной ткани. В результате учёные утверждают, что ткань была изготовлена около 2000 лет назад.
Этот метод, казалось бы, подтвердил выводы, сделанные в 1988 г. Тогда три мировые лаборатории, включая Оксфордский университет, пришли к единому заключению о том, что плащаница была создана в 1260-1390 гг. Сторонники такого подхода указывают, что радиоуглеродное датирование, использованное тогда, не могло быть ошибочным. Однако новое исследование ставит под сомнение этот вывод, утверждая, что плащаница может быть древнейшей реликвией, сохранившейся со времён Христа.
Профессор Николотти ставит под сомнения исследования
Эксперт привёл несколько контраргументов. По его мнению, метод WAXS не может дать точного ответа о возрасте ткани, и аргументы, основанные на молекулярной деградации, не являются достаточными для окончательного заключения.
Сторонники божественного происхождения Плащаницы выдвигают теорию, что радиоуглеродное датирование могло дать ошибочные результаты из-за загрязнений ткани. По их версии, в ходе своего долгого существования полотно подвергалось воздействию различных загрязнителей: дыму свечей, копоти, а также воздействиям, связанным с пожаром 1532 года. Для очистки ткани от этих загрязнений её вываривали в кипящем масле, что могло повлиять на точность радиоуглеродного анализа. Однако учёные, такие как профессор Николотти, опровергают эту гипотезу, утверждая, что для значительного искажения датировки углеродным методом на 1300 лет требуется колоссальное количество загрязняющего вещества. На практике, по его словам, добавление такого количества загрязнителей в ткань невозможно, что делает данную теорию маловероятной.
Плащаницу не считали подлинной – Николотти о позиции Папы Римского
Согласно последним исследованиям, ткань имеет сложную структуру, что указывает на использование продвинутых технологий в её производстве. Учёные предполагают, что для её создания использовался горизонтальный ножной ткацкий станок с 4 ремизками, технология, ставшая доступной только в XIII в. благодаря фламандским мастерам. При этом археологические данные говорят о том, что такой тип плетения был чужд тканям, производимым в древней Палестине.
Исследования текстиля, однако, не являются основным аргументом для некоторых специалистов. Профессор Николотти обращает внимание на исторический контекст, который имеет большее значение для понимания происхождения Плащаницы. Он утверждает, что Туринская Плащаница впервые появляется в исторических источниках только около 1355 г., а сама она не была признана подлинной даже в Средние века. В 1389 г. Папа Римский, получив жалобу от епископа Труа, распорядился, чтобы священники, выставляющие Плащаницу, предупреждали паломников, что это лишь реплика, а не истинная реликвия. С течением времени, однако, её почитание возрастало, и в XVII в., после перевоза в Турин, она стала предметом массового поклонения. Известная гравюра Антонио Темпеста 1613 г., на которой изображена церемония выставки Плащаницы, подтверждает, что в то время она выглядела совершенно иначе: рисунок на ткани был ярким и четким, в отличие от нынешнего едва различимого силуэта.
Тем не менее сторонники теории о сверхъестественном происхождении Плащаницы не принимают научные доказательства и утверждают, что реликвия была создана благодаря «мощному выбросу нейтронов» во время воскрешения Христа. Согласно этой версии, процесс привёл к «обогащению» ткани радиоактивным изотопом углерода-14 и образованию негативного изображения Спасителя. Для сторонников этой теории научные объяснения не имеют значения, поскольку, по их мнению, реликвия является результатом действий сверхъестественных сил.
Ранее на «Пронедра» писали, что отрицавший подлинность Туринской плащаницы убежденный атеист сделал неожиданное признание