Сопротивляемость коронавирусу может быть связана с генетикой человека

14:04, 07 Май, 2020
Евгения Комарова

Команда исследователей из парижского Института Imagine и Рокфеллеровского университета, Нью-Йорк, изучает геномы сравнительно молодых граждан с тяжелой формой Covid-19. Цель специалистов – определить вариации ДНК, определяющие устойчивость организма к коронавирусу SARS-CoV-2.

Новый патоген обнаружен более чем у 3,8 млн человек. Из них скончалось 265 116 пациентов, выздоровело около 1,3 млн больных. С начала эпидемии специалисты отмечают непредсказуемость коронавируса. Здоровый, сравнительно молодой человек может оказаться в реанимации. У других людей даже при наличии хронических болезней инфекция вызовет слабые симптомы. Ученые предполагают, что причина отличий кроется в ДНК.

Читайте все самые свежие новости, советы и мнения экспертов про коронавирус COVID-19 по этой ссылке.

Выборка пациентов

Специалистов интересуют определенные типы больных коронавирусом. В отделениях интенсивной терапии иногда оказываются граждане моложе 50 лет без дополнительных патологий. Это – около 5% пострадавших.

«В прошлом октябре он мог пробежать марафон, а в апреле 2020-го – оказался в реанимации», – прокомментировал доктор Жан-Лоран Казанова, один из руководителей проекта.

Команда хочет выяснить, имеют ли такие пациенты редкие генетические мутации. Они также берут образцы у людей, не заразившихся SARS-CoV-2, несмотря на многократный контакт с вирусом. Казанова, один из основателей COVID Human Genetics Effort, вместе с коллегами планирует привлечь к проекту от 500 до 2 000 человек. Пока они работают с образцами примерно 60 пациентов из Парижа и Нью-Йорка.

«В первую очередь мы ищем родственников», – объяснил Казанова.

О влиянии генов на восприимчивость к болезням известно давно. Одни мутации повышают риск возникновения тяжелых последствий, другие – защищают организм. Так, в середине 90-х ученые обнаружили, что изменение гена CCR5 предотвращает заражение ВИЧ.

Перспективы для медицины

Цель исследований, ведущихся по всему миру – найти гены, определяющие иммунную реакцию на коронавирус. Дальнейшие шаги будут зависеть от результата. Если для воздействия на ген уже существуют лекарства, их можно будет переквалифицировать; если средств нет – начать разработку.

Но авторы признают возможность худшего сценария, когда полезные мутации отсутствуют, или воздействие на них вызовет тяжелые побочные эффекты. Но, в любом случае, пандемия Covid-19 указала на важность генетических исследований для медицины. Кризис может привести к расширению возможностей отрасли, чьи полномочия часто ограничиваются из-за сомнений в этичности манипуляций с ДНК.