Советские технологии на вооружении Маска: как предприниматель использует забытые разработки СССР

04:45, 19 Мар, 2024
Евгения Комарова
Источник фото: catherineasquithgallery.com

Многие задаются вопросом, почему в своем стремлении покорить Марс глава SpaceX Илон Маск не выбрал ракету Saturn-V, на которой американцы отправлялись на Луну. Ответ на этот вопрос кроется в исторических корнях и технических особенностях космических программ. Как Маск использует забытые разработки СССР, сообщает Life.ru.

Маск и разработки СССР

Илон Маск не только признает, но и отмечает наследственную связь между Starship и советской ракетой H-1 (N-One). Центральный зал калифорнийского завода получил название в честь Сергея Королева, советского конструктора ракет. При этом часто упоминается проект Н-1 как замечательное достижение космонавтики СССР.

Космическая деятельность Советского Союза была засекречена, и до сих пор существует неопределенность относительно наименования Н-1. Однако Сергей Королев, основатель советской ракетостроительной отрасли, мечтал не только о полетах к Луне, но и о межпланетных перелетах, что отражалось в проектах советской космонавтики.

Источник фото: RG.ru

Проект Н-1 разрабатывался с целью создания тяжелой ракеты для вывода модулей на околоземную орбиту и сборки межпланетного корабля для отправки к Луне, Марсу и Венере. Основной идеей было объединение различных кораблей на орбите.

Для достижения целей межпланетных перелетов требовалась ракета, способная поднять на орбиту значительный груз. Сергей Королев установил три основных условия для двигателей Н-1: тяга каждого двигателя должна быть не менее 150 тонн, использование замкнутого цикла и предпочтение керосина с кислородом в качестве топлива.

Валентин Глушко, главный специалист по двигателям СССР, предложил использовать двигатели на гептиле с большей тягой. Однако, как известно журналистам proendra.ru, он не согласился с выбором керосина и кислорода в качестве топлива. Эти разногласия привели к созданию двух различных вариантов двигателей для Н-1.

Споры о том, какой вариант двигателей использовать, продолжаются до сих пор. Однако исследования показали, что схема с использованием двигателей на керосине и кислороде обладает большей надежностью и эффективностью.

Аналогичные принципы легли в основу создания ракеты Starship. Она оснащена двигателями Raptor 2 на первой ступени, обеспечивающими высокую тягу. Эти двигатели работают на метане и кислороде, что делает систему более эффективной и надежной.

Забытые технологии СССР в США

Появляется вопрос: почему для нового космического прорыва не была выбрана ракета, которая обеспечила уже состоявшийся успех — носитель Saturn V, отправлявший астронавтов на Луну в рамках программы «Аполлон». Saturn V имел на первой ступени пять керосин-кислородных двигателей F-1 с тягой по 700 тонн каждый, и мог поднимать на орбиту до 140 тонн. Как отмечает Маск, Starship в одноразовом варианте обладает вдвое большей грузоподъемностью.

Однако у схемы с тридцатью двигателями была серьезная проблема: сложность контроля их работы. Управление работой такого большого количества двигателей одновременно представляло собой значительное техническое препятствие. Когда один из них выходил из строя, необходимо было быстро отключить симметрично расположенный двигатель, чтобы сохранить баланс. Эта сложность объясняется тем, что во времена Королева не было компьютеров, что делало управление такими системами крайне сложным.

Таким образом, неудачные попытки разработки Н-1 вполне объяснимы и не являются чем-то удивительным. Создание ракеты нового уровня всегда сопровождается ошибками и усовершенствованиями, и именно такой подход применяется сейчас к Starship.

Однако одно из обидных последствий проекта Н-1 — его прекращение. К сожалению, не только разработка ракеты Королева, но и альтернативные варианты межпланетных ракет были прекращены. После высадки американцев на Луне соревнование завершилось, поэтому Луна, Венера и Марс перестали быть приоритетами. Однако, в отличие от тех времен, когда правительство принимало решение о прекращении работы, сегодня у SpaceX есть свой собственный проект Starship, и Маску не так важно, что наверху считают, будто «Starship не нужен». Он ориентирован на то, что важно на Земле — на деньги.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *