Тарифы естественных монополий не влияют на рост топлива

13:44, 01 Мар, 2019
Татьяна Сергеева

Доля налогов в повышении цены бензин с начала 2019 года в 27 раз превосходит долю роста тарифов естественных монополий. Такой вывод содержится в опубликованном исследовании Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

С начала года в соответствии с решением ФАС тарифы естественных монополий выросли: РЖД − на 3,5%, «Транснефти» − на 3,87%. Средний рост тарифов электроэнергетиков различается по регионам, потребителям и вариантам потребления. Тут тарифный разброс составил от 1,6 до 3,3%.

В себестоимости продукции НПЗ доля расходов на электроэнергию оценивается в 50%. Доля НПЗ в конечной стоимости топлива на АЗС оценивается в 8,2%. Таким образом, рост стоимости бензина на АЗС за счет роста стоимости электроэнергии для НПЗ составит 0,08% от общего повышения розничной цены топлива.

При эксплуатации современного крупного автокомплекса на оплату счетов за электроэнергию приходится около 30% от всех затрат. Согласно данным Российского топливного союза, затраты на содержание АЗС составляют 7,05% в конечной цене бензина. То есть рост стоимости электроэнергии для АЗС добавит в конечную стоимость бензина 0,04% от общего повышения цены бензина в 2019 г. Суммарно рост цены электроэнергии в конечной стоимости бензина можно оценить в 0,12% без учета влияния цены электроэнергии на себестоимость добычи нефти и транспортных тарифов, так как это уже учтено в транспортных тарифах.

Стоимость перевозки тонны бензина в стандартной железнодорожной цистерне емкостью 66 куб. м на расстояние порядка 1 тыс. км составляет примерно 2,5 тыс. руб., То есть цена транспортировки литра бензина составляет 2,5 руб., что составляет около 5,5% от розничной цены бензина Аи-95. Рост тарифов РЖД  в 2019 году на 3,5% добавит к цене бензина на АЗС 0,19%.

Средняя стоимость транспортировки нефти на НПЗ по системе трубопроводов «Транснефти» в 2018 году составила 908,59 руб./т. Доля расходов на транспортировку по трубопроводам «Транснефти» от месторождения до НПЗ в стоимости нефти для НПЗ составляет от 0,02% до 0,04%. В стоимости выпускаемого НПЗ бензина стоимость сырья составляет около 80%, а доля НПЗ в конечной стоимости бензина оценивается в 13%.

В 2019 году тарифы «Транснефти» вырастут на 3,87%. Таким образом, увеличение цены бензина на АЗС за счет роста тарифа на транспортировку нефти от месторождений до НПЗ в росте конечной цены бензина на протяжении всего 2019 года составит 2-3 копейки за литр, по сути, в пределах погрешности.

Суммарный итог влияния роста цен естественных монополий на конечную цену бензина на АЗС с начала 2019 года оценивает в 0,33%, около 15 копеек.

Основную долю в росте цены бензина для потребителя в 2019 году составит рост налогов. В 2019 году акциз на 1 кг бензина вырастет на 4,1 рубля, что соответствует росту цены в пересчете на 1 л − 3,12 руб. Для стоимости бензина Аи-95 44,83 руб./л рост цены составит 3,12/44,83 = 7,0%.

Доля НДС и прочих налогов в цене бензина составляет 18,27%. В 2019 году НДС вырос на 2% до 20%, что дает увеличение доли НДС в цене бензина 2,03%.

В сумме НДС и акциз вносят в рост цены топлива 9,03%, что в 27,4 раза больше доли естественных монополий.

Если же учесть рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за 2018 год, который составил 53,3% при его доле в цене топлива 30,59%, то получим налоговую добавку еще на 16,3%.

Таким образом, о серьезном влиянии на рост цен на бензин роста тарифов РЖД и «Транснефти» не приходится. Пока основную лепту в удорожание топлива несут растущие налоги. С 1 марта заработает налоговый маневр, в зависимости от того как себя покажет новый механизм, можно будет делать заключения о реальных причинах колебаний стоимости топлива на заправках.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *