Теракт в молдавской школе, о котором СССР молчал 50 лет

12:42, 24 Июл, 2020
Евгения Комарова

Весной 1950 года в молдавском селе Гыска была взорвана школа №20. Теракт, совершенный местным военруком в отместку за отказ любимой женщины, унес 24 жизни. Чтобы не «нервировать» общественность, советские власти решили замолчать инцидент. О нем рассказали только через 50 лет.

Памятник жертвам теракта появился в начале 2000-х, вскоре после обнародования истории. Жители села ежегодно собираются возле него, вспоминая погибших. На монументе высечены имена всех погибших 4 апреля 1950-го. Единственным исключением стал преступник. Его имя в Гыске предпочли забыть.

Месть за отказ

Молодая вдова Наталья Донич с сыном переехала в Гыску вскоре после войны. Устроившись в школу, она быстро завоевала любовь коллег и учеников. Донич вспоминают как красивую, легкую в общении любительницу поэзии. Неудивительно, что на молодую, свободную учительницу обратил внимание военрук.

О мужчине известно мало. Приезжий, снимал комнату, казался ученикам неприветливым. Но с Донич у него завязались теплые отношения, шедшие к свадьбе. Однако любовь прошла, когда учительница выяснила о наличии у потенциального жениха супруги и ребенка в Казани.

Оскорбленный отказом, военрук решил отомстить. Украв в ДОСААФ 12 кг тротила, он планировал взорвать себя и бывшую возлюбленную дома, 3 апреля, пригласив Донич под предлогом празднования своего дня рождения. Но женщина отказалась прийти. Наследующий день военрук отправился в школу.

Как вспоминают очевидцы, мужчина зашел в класс и приказал детям убегать. Но времени спастись он им не дал. От взрыва школа сложилась. Некоторых учеников отбросило ударной волной. Кондрат Кулик вспоминал, что долетел до церкви (почти 50 м). Всего, кроме Донич и преступника, погибло 22 человека, из которых 21 – дети.

По политическим мотивам

Власти быстро отреагировали на инцидент. Пострадавших отправляли в соседние больницы. Деревню посетил глава МИД Молдавии. Длительного расследования не потребовалось. Военрук оставил записки, в которых сообщал о краже тротила, и прощался с официальной семьей.

Сегодня о подобной трагедии быстро стало бы известно. Но в советских СМИ редко появлялись громкие заголовки. Считалось, что граждан не стоит пугать и волновать. Кроме того, подобные статьи могли использоваться Западом. Все СМИ промолчали о трагедии. Возле разрушенной школы была быстро возведена новая.

Материал о трагедии обнародовали в начале 2000-х. Один из очевидцев, Илья Сухович, собрал информацию о теракте, которая легла в основу книги Н. Корытника «Взорванная любовь».

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *