Только на восток: названо единственное для России рентабельное направление вывоза угля
Российская угольная отрасль проходит непростой период на фоне изменений на мировом рынке. Компании столкнулись со снижением доходности экспорта. В данный момент рентабельными остаются только поставки в восточном направлении, сообщает «Коммерсантъ».
Железнодорожная сеть играет важную роль в поставках твердого топлива за рубеж. Однако, угольные компании столкнулись с увеличением издержек и стремление перевозчиков отдавать предпочтение более приоритетным грузам. В частности, пор делается на трубы для «Силы Сибири-2». Уголь также уступает по приоритетности удобрениям и нефтяным грузам.
Дополнительным стресс-фактором стало снижение мировых цен на фоне сохранения тарифов на железнодорожную перевозку. Журналисты pronedra.ru ранее писали, что на логистические издержки может приходиться до 50% от экспортной цены. К таким выводам пришли в Центре ценовых индексов. Издержки включают расходы на вагоны и тарифы «РЖД».
Уменьшение объемов погрузки угля, идущего на экспорт, помогло бы оптимизировать затраты, считает эксперт Национального рейтингового агентства Сергей Грушин. При таком подходе ставки могут быть снижены на фоне профицита вагонов. Пока же РЖД не может в полном объеме выполнить ранее согласованные с регионами обязательства по объемам перевозки угля. Недопоставка достигла 2,3 млн т в 2023 г. Показатель может сохраниться на этом уровне в 2024 г. В качестве решений угольным компаниям предлагается заместить уголь высокодоходными грузами, перенаправить поставки на юг или компенсировать отгрузками в 2025 г.