Цены на бензин вчера, сегодня, завтра: итоги и прогнозы

16:49, 07 Мар, 2017
Розничные цены на бензин на внутреннем рынке России растут каждый год, хотя темпы удорожания топлива нельзя назвать постоянными. В последние годы стоимость горючего увеличивается скачкообразно, что связано в первую очередь с налоговыми решениями государства. В то же время, ценовая политика в топливном сегменте на ближайшую перспективу стала достаточно предсказуемой.

Цены на топливо в 2010–2016 годах

Стоимость бензина высокого качества в России в последние годы продемонстрировала тенденцию к росту. Если в 2010–2012 годах розничные расценки на бензин росли относительно стабильно, то к 2014–2015 годам начали наблюдаться скачки цен на горючее. Что касается дизельного горючего, то оно начало резко дорожать уже в 2011 году. Если говорить о конкретных цифрах, то в 2010 году бензин марки Аи-95 торговался по 23 рубля за литр, Аи-92 — 21 рублю, дизтопливо — 19 рублей.

В 2011 году цены распределились следующим образом — 27 рублей за литр Аи-95, 25 рублей и 26 рублей — Аи-92 и дизтопливо соответственно. Ещё через год Аи-95 продавался по 29 рублей за литр, Аи-92 и дизельное топливо — 27 рублей и 29 рублей соответственно. Уже к концу 2015 года 95-й бензин отпускался по цене 37,14 рубля, Аи-92 — 34,35 рубля, а дизельное топливо — по 34,72 рубля за литр.

К тому моменту в стране были зарегистрированы и работали около 23 тыс. автозаправочных станций, треть из которых контролировались вертикально-интегрированными компаниями. По объёмам розничной реализации на последние приходились 60% проданного горючего, остальное реализовывали независимые операторы, отметили в Российском топливном союзе.

В начале 2016 года оптовая стоимость бензина рухнула вслед за котировками нефти во всём мире, однако стоимость горючего на российских заправках не уменьшилась, что обеспечило большую доходность обеих категорий упомянутых операторов. На сложившуюся ситуацию отреагировал Минфин РФ, который изыскивал способы компенсаций бюджетных убытков вследствие обвала стоимости «чёрного золота» в условиях сниженных экспортных сборов. С апреля 2016 года, вслед за январским плановым повышением акцизов, их ставки были вне очереди увеличены. Перед этим акцизы дважды в год повышались только в 2013 году.

Операторы рынка начали терять прибыли и в связи с падением уровня потребления горючего, которое на фоне ухудшения экономической ситуации наблюдалось с начала 2015 года. Топливный бизнес стал заложником политики государства, пытающегося сдерживать рост стоимости топлива и при этом увеличивать налоговую нагрузку. Ярким примером позиции компаний в такой обстановке может служить «Лукойл». В январе 2016 года руководство предприятия заявило, что рост розничной стоимости бензина может составить в пределах 10%, а после внеочередного повышения акцизов в компании отметили, что представители топливного бизнеса могут существенно повысить цены в течение года.

В противном случае, перерабатывающая промышленность перестанет быть рентабельной, предупредили в «Лукойле». Тем не менее, компания не стала прибегать к анонсированным мерам. В «Лукойле» по истечению года лишь констатировали, что стоимость бензина за год выросла всего на 1,6 рубля, в то время, как акцизы поднялись суммарно на четыре рубля за литр.

С начала и до конца 2016 года стоимость бензина в среднем увеличилась на 3,7%. Аи-95 торговался по 38,36 рубля, Аи-92 — по 35,41 рубля. Дизельное топливо выросло в цене за год на 2,7% и достигло стоимости 36,27 рубля за литр. Цены в 2016 году выросли незначительно в сравнении с 2015 годом, когда бензин подорожал почти на 6%. Показатели роста стоимости горючего в целом не превышают уровня инфляции. Для сравнения, в 2016 году инфляция составила 5,5–5,7%. О тенденции сохранения роста цен на бензин на отметке ниже инфляции сообщили в Федеральной антимонопольной службе, отметив, что такая ситуация сохраняется последние восемь лет. При этом не прослеживается никакой зависимости цен на бензин от стоимости нефти, подчеркнули в ведомстве.

Причины удорожания бензина в 2017 году

В первом квартале 2017 года рост стоимости топлива не прекратился, к началу марта розничная стоимость бензина марки Аи-95 достигла 38,91 рубля, Аи-92 — 35,95 рубля, «дизеля» — 37,24 рубля. Впрочем, увеличение бензиновых цен стало привычным для рядовых потребителей. Нетипичная же ситуация сложилась вовсе не в розничном сегменте, а в ходе биржевых операций с оптовыми партиями.

В зимний период, как правило, спрос на топливо невелик, потому компании обычно снижают оптовые расценки. Нынешний год стал исключением. Сразу после новогодних праздников на площадках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи было зарегистрировано удорожание бензина Аи-95 на 5%, Аи-92 — на 8%. Своеобразный рекорд был побит при определении оптовой стоимости дизельного топлива. Оно выросло в цене почти до 40 тыс. рублей за тонну, что превысило показатель экспортной альтернативы.

Сложившаяся ситуация стала следствием воздействия сразу нескольких факторов. В первую очередь, снижение ставок экспортных пошлин сделало продажу топлива за рубеж более привлекательной альтернативой для компаний. Кроме того, сказываются и опасения рынка в части возможного дефицита топлива в России вследствие проведения плановых ремонтов на основных нефтеперерабатывающих мощностях. В январе стартовали ремонтные работы на Московском НПЗ, которые могут затянуться до конца марта. Также ожидается остановка производства на Ярославском заводе, поскольку его руководство решило отказаться от переноса ремонтных мероприятий с марта на апрель.

Независимые аналитики полагают, что в текущем году независимые компании придерживаются позиции увеличения стоимости топлива, так как операторы недовольны маржой между выручкой с оптовой и розничной продажи. Это стало в том числе следствием упомянутого отсутствия адекватной реакции компаний на двукратное повышение акцизов в 2016 году.

В 2017 году удорожание бензина вызвано и реализацией планов правительства по осуществлению налогового манёвра в нефтяной сфере. Единственным фактором, который сдерживает сейчас рост цен в розничном сегменте, является угроза снижения спроса. К такому мнения автономно друг от друга пришли Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и Управление по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ.

Умеренный прогноз: рост цен в пределах инфляции

Достаточное предложение избытка на рынке и высокий уровень конкуренции приводят к тому, что стоимость горючего не превышает показателя инфляции. Такая тенденция сохранится и в перспективе, в том числе в 2017 году, считают в Минэнерго. В министерстве отметили, что стоимость топлива в текущем году увеличится не более чем на рубль вследствие возможного наращивания налоговой нагрузки. К слову, агентство Fitch Ratings, сославшееся на мнение крупных операторов отрасли, также сообщило, что литр бензина в 2017 году вырастет в цене не более, чем на рубль. В то же время, следует учитывать ситуацию и на валютном рынке. Если она не стабилизируется, прогноз будет более жёстким, уточнили в министерстве. С позицией Минэнерго согласился глава Сбербанка Герман Греф.

В свою очередь, Анатолий Голомолзин, заместитель ФАС России, считает, что многолетняя тенденция не изменится и стоимость бензина не выйдет за пределы инфляции. По словам руководителя службы Игоря Артемьева, такой прогноз смело можно дать не только на 2017 год, но и на ближайшее десятилетия. Повышение стоимости бензина, которое наблюдалось в предыдущие периоды, чиновник пояснил исключительно ростом налогов. Пронедра писали ранее, что мнение вышеуказанных ведомств разделяет и замглавы правительства России Аркадий Дворкович, отметивший, что увеличение цен на горючее не превысит инфляцию.

В Фонде национальной энергетической безопасности проинформировали, что российские регулирующие структуры задались целью удержать показатели удорожания топлива в пределах инфляционной отметки, которая ожидается в диапазоне до 6%. Таким образом, цены могут вырасти не больше, чем на такой же уровень. Если же нефтепродукты будут дорожать более медленными темпами, то это станет настоящей заслугой правительства, одной из задач которого является снижение инфляции.

В Московской топливной ассоциации считают, что цены на бензин в текущем году, хоть и будут расти, однако не больше, чем инфляция. В целом увеличение цен на бензин будет плавным, хотя в настоящее время сложно предположить, возникнет ли ажиотажный спрос на горючее в связи с приостановкой на ремонт нефтеперерабатывающих предприятий, констатировали в ассоциации. О том, что цены будут повышаться плавно и без рывков, считают и в российском Союзе нефтегазопромышленников. Ощутимый рост будет наблюдаться после первого квартала 2017 года, однако он не превысит уровня в 10%. Прогнозируемое отсутствие скачков в ценовой ситуации в текущем году в союзе пояснили наличием значительных запасов топлива.

В Российском топливном союзе полагают, что стоимость бензина и других нефтепродуктов в последние годы стала вполне регулируемой. ФАС и другие структуры в состоянии не допустить дефицита топлива, несмотря на то, что нефтекомпании могут снижать объёмы поставок в случаях, когда продажа для них невыгодна. Кроме того, неожиданностей в ценовой сфере, которые могли бы быть связаны с недостатком продукции на рынке, уже можно избежать благодаря тотальной реконструкции перерабатывающих мощностей и налаживанию стабильного производства.

Не нужно сбрасывать со счетов и, пусть небольшую, но существующую вероятность снижения стоимости горючего. Такой сценарий может быть реализован в случае, если сбудутся ожидания Минфина, предполагающего значительное уменьшение стоимости оптовых партий нефтепродуктов и, как следствие, падение цен в розничном секторе.

Пессимистичные ожидания

Наряду с умеренными сценариями в отраслевом сегменте звучат и достаточно мрачные прогнозы, связанные преимущественно с ростом акцизных ставок. По данным экспертов, если стоимость бензина вырастет только на 8,6%, то цены на дизтопливо могут скакнуть даже на 14,4%. По сообщению Thomson Reuters, эффект роста цен будет сглажен временем, хотя при этом лаг оценивается максимум в три месяца. Напомним, заявление о возможном росте цен в связи с увеличением акцизов сделал и Минфин.

Руководство «Лукойла» уверено, что бензин в результате повышения акцизов подорожает на 12%. В то же время, в компании, сославшись на свою социальную ответственность, гарантировали, что не будут перекладывать такую нагрузку сразу же на потребителей. Если же не пойти на повышение цен в условиях наращивания налоговой нагрузки, то объёмы производства на российском рынке могут снизиться и возникнет топливный дефицит, подчеркнули на предприятии. Агентство Vygon Consulting предполагает увеличение стоимости бензина на 2,5 рубля за литр, что уже выше уровня инфляции. Причиной предстоящего удорожания топлива эксперты аналитики конторы считают наращивание акцизных ставок.

Альтернативного мнения придерживаются в Минэнерго. Говоря о своих ожиданиях в части ценовой политики участников российского топливного рынка, министр энергетики Александр Новак заявил, что вопрос формирования стоимости является достаточно сложным. Цены зависят прежде всего от баланса предложения и спроса, а также распределения доходов между предприятиями, занятыми в добыче сырья и компаниями по нефтепереработке.

Несмотря на такие заявления руководителя ведомства, в действительности министерство идёт на определённые шаги, которые, возможно, приведут к росту стоимости бензина. В частности, Минэнерго подало на рассмотрение правительства план изыскания средств для компенсации дефицита казны. Среди предложений есть и инициатива, предусматривающая наращивание налога на нефтедобычу до 128 рублей за тонну. По предварительным расчётам, бензин в случае принятия такого решения вырастет в цене до 1,6 рубля за литр, дизтопливо — 1,9 рубля.

В правительстве уверенно придерживаются мнения о том, что увеличение стоимости бензина не превысит показателя инфляции в ближайшие десятилетия, однако нефтекомпании, как непосредственные участники рынка, не берутся прогнозировать на столь значительные сроки. Вместе с тем, в отношении 2017 года мнения властей, большинства предприятий топливного бизнеса и экспертов близки — литр бензина в стране вырастет в цене не больше, чем на 1–2,5 рубля за литр. Верны эти прогнозы или нет — станет очевидно уже в ближайшие месяцы, поскольку основной рост цен происходит сразу после первого квартала.

пронедра.ру

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *