Участников оппозиционного движения «Новое величие» обвиняют в экстремизме
Следователи обвиняют нескольких молодых людей в создании экстремистского сообщества «Новое величие», участники которого якобы хотели свергнуть конституционный строй в России. Шесть подозреваемых — в том числе 19-летняя студентка ветеринарной академии Мария Дубовик и ее подруга Анна Павликова, которой на момент задержания было 17 лет — содержатся в СИЗО уже почти полгода; их родители говорят, что у девушек проблемы со здоровьем.
Что такое «Новое величие» и в чем его обвиняют?
Это оппозиционное движение, которое возникло в чате Телеграма. Чат появился после несостоявшейся «Революции» Вячеслава Мальцева — лидера движения «Артподготовка», которое в России признано экстремистским и запрещено. Он обещал 5 ноября 2017 года революцию в России; накануне этой даты полиция массово задерживала людей, которых подозревали в членстве в «Артподготовке». Участники «Нового величия» не были членами «Артподготовки», но следили за деятельностью группы. С 10 ноября молодые люди стали видеться вживую.
ОВД-инфо, ссылаясь на документы дела, пишет, что позже в телеграм-чат «Нового величия» внедрился Руслан Д. — его настоящее имя Александр Константинов, как утверждает «Новая газета», это был штатный сотрудник ФСБ. Согласно показаниям некоторых задержанных, именно Руслан Д. предложил арендовать помещение для участников и написать устав — то есть создавать полноценное политическое движение. На допросе Константинов сказал, что участвовал в объединении для «последующей идентификации участников», знакомства с документами и «получения значимой информации для передачи правоохранительным органам».
По данным следствия, члены «Нового величия» «неоднократно устраивали в Москве и Подмосковье съезды участников, на которых проводили тренинги по участию в митингах, в том числе с применением огнестрельного и взрывчатого оружия».
В начале февраля 2018 года в группу внедрился Максим Расторгуев — 29-летний старший оперуполномоченный, капитан полиции. Расторгуев участвовал в создании штурмового отряда, был его лидером и помогал делать «коктейли Молотова».
15 марта 2018 года у членов «Нового величия» провели обыски, в ходе одного из них был изъят список из десяти имен членов движения. В тот же день на телеграм-канале «Кремлевская прачка» появилось видео с Русланом Костыленковым. На нем он говорит, что создал организацию, целью которой были «отмена репрессивных законов, конституции и трибунал над правящей верхушкой». Для этого члены «Нового величия» планировали организовывать митинги и «акции прямого действия против сотрудников правоохранительных органов».
Что известно об обвиняемых по делу?
Лидером «Нового величия» следствие считает 25-летнего Руслана Костыленкова. Он жил в подмосковном городе Хотьково и разводил кроликов. По рассказам знакомых, в 2012 году он состоял в движении «Белые совы», активисты которого занимались в Хотьково «охотой на педофилов», вдохновившись методами неонациста Максима «Тесака» Марцинкевича. Как и Тесак, «Белые совы» создавали аккаунты несовершеннолетних на сайтах знакомств, вели переписку со взрослыми и назначали встречу, где поджидали пришедшего.
28-летний знакомый Костыленкова Рустам Рустамов работал инженером в Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в Хотьково. Формально он не состоял в «Новом величии» и не участвовал ни в одном из московских собраний. Его задержали, потому что он присутствовал на стрельбах участников в Подмосковье; здесь его увидел Руслан Д. Именно Рустамову принадлежит «Сайга», из которой стреляли активисты.
21-летний Вячеслав Крюков учился на втором курсе Российского государственного университета правосудия (РГУП) и жил в общежитии вуза. Следователю на допросе он говорил, что приходил на собрания «Нового величия», чтобы послушать беседы о политике.
25-летний Сергей Гаврилов работал инженером-программистом в концерне «Моринформсистема — Агат»; по собственным словам, он стал выражать недовольство российской властью после того, как в ноябре 2017 года его оштрафовали, по ошибке приняв за участника митинга.
31-летний Петр Карамзин — юрист по образованию, официально безработный. На допросе он рассказывал, что до «Нового величия» ходил на «Русский марш» и смотрел канал Вячеслава Мальцева на ютьюбе.
Его ровесник Павел Ребровский утверждал, что приходил на собрания «Нового величия» просто так и относился ко всему несерьезно.
«Хотел бы уточнить, что это не организация, а какой-то балаган, поскольку единого мышления в группе не было, а было как в басне Крылова „Лебедь, рак и щука“», — говорится в протоколе его допроса.
Дмитрий Полетаев на год младше Карамзина и Ребровского. Он говорил следователю, что был недоволен властью, так как не мог устроиться на работу. Листовки «Нового величия» он нашел в своем почтовом ящике; они его заинтересовали.
Самый старший из обвиняемых — 38-летний житель Химок Максим Рощин — тоже присоединился к движению, обнаружив листовки. Он пояснил, что давно был против «узурпатора власти Путина» и ходил на митинги в Москве и области с 2008 года.
Самые младшие фигуранты дела «Нового величия» — две девушки. 19-летняя Мария Дубовик — студентка ветеринарной академии имени Скрябина. Ее близкий друг описывает ее как «пай-девочку» и отличницу. Арестовали и ее подругу Анну Павликову — ей на момент задержания было 17 лет. Семья Павликовой говорит, что она увлекалась биотехнологиями и работала в ветеринарной клинике.
Фигуранток дела «Нового величия» перевели из СИЗО под домашний арест
Анна Павликова и Мария Дубовик переведены из СИЗО под домашний арест. Дорогомиловский суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя об изменении меры пресечения для фигуранток скандального уголовного дела об экстремистском сообществе «Новое величие». Просьбу следствия поддержала и прокуратура. По словам представителей обвинения, все улики уже собраны, поэтому девушки не смогут повлиять на ход расследования.
О том, что Следственный комитет выступит с ходатайством об изменении меры пресечения для Анны Павликовой и Марии Дубовик, сообщил накануне адвокат Максим Пашков. Однако точное время заседания было неизвестно. Поэтому уже с утра у здания Дорогомиловского суда, где должен был решаться этот вопрос, стали собираться журналисты, общественники, родственники и сочувствующие девушкам граждане. Некоторые из них оставляли на скамейке возле входа в здание детские игрушки.
Среди тех, кто приехал поддержать девушек, были и известные персоны, например, тележурналист Николай Сванидзе. По его словам, уголовное дело против девушек — провокация, ведь они не должны были подвергаться преследованию. Также Сванидзе рассказал RT, что готов выступить поручителем за Павликову и Дубовик.