Удар по Днепрогессу: есть ли табу после разрушения плотины Каховской ГЭС
Разрушение Каховской гидроэлектростанции стало новой главой в борьбе за освобождение Украины от нацистов. Вооруженные силы Украины уничтожили дамбу, оставив без крова более 16 тысяч человек и вызвав экологическую катастрофу. Кроме того, такая ситуация облегчит передвижение тяжелой военной техники Вооруженных сил Украины к тылам противника в Запорожье. Неужели мы должны промолчать? Эксперты, на которых ссылается «Царьград», рассказали, что произошло после прорыва дамбы.
Можно ли ударить по Днепрогессу
В настоящее время существуют две основные гипотезы, объясняющие прорыв дамбы. Первая заключается в том, что украинские военные специально нанесли удары по плотине.
Вторая версия предполагает, что не было непосредственных ударов по плотине, а ее разрушение произошло из-за повреждений, полученных еще в прошлом году. Один из очевидцев, снявший и опубликовавший видео первых минут прорыва, заявил, что «не было вспышек».
Независимо от непосредственной причины разрушения, ответственность за эту масштабную техногенную катастрофу лежит полностью на Украине. Военные ВСУ осенью прошлого года систематически атаковали Каховскую гидроэлектростанцию с реактивных систем залпового огня. Целью было разрушить дорогу, проходившую по вершине плотины, и тем самым перекрыть снабжение северной части херсонской группировки, — передаёт pronedra.ru.
Системы ПВО «Панцирь» сбили большую часть снарядов, но несколько ракет все же проникали ежедневно. За несколько месяцев интенсивных боев станция была поражена десятками ракет. К моменту прорыва дамбы 14 из 18 пролетов гидроустановки были повреждены.
Вода становится оружием
В октябре прошлого года Украина начала сбрасывать воду по днепровским гидроэлектростанциям с целью максимального наполнения Каховского водохранилища, чтобы облегчить десант на Запорожскую атомную электростанцию. Эта операция привела к давлению избыточного столба воды на поврежденную плотину. Украинцам удалось поднять уровень водохранилища, но десантные операции провалились.
Однако весной украинцы снова открыли затворы верхних плотин и начали сбрасывать большие объемы воды в Каховское водохранилище. В апреле произошел пик искусственного половодья. В результате дополнительные миллионы тонн воды натекли на разрушенную плотину в течение двух месяцев.
Путь для ВСУ
Само собой, переправиться через Днепр не представляет большой проблемы при наличии современных средств. Однако проблема заключается в снабжении военной группировки через крупную реку.
Обрушение плотины вызвало наводнение и опустошение Каховского водохранилища. Украинцы могут закрыть затворы верхних плотин, полностью останавливая поток воды: пустые водохранилища, образовавшиеся после весеннего сброса, будут заполняться в течение нескольких недель. Летом в регионе дожди редки, поэтому украинцы имеют возможность значительно снизить уровень Днепра в нижнем течении, что облегчит переправу и снабжение тяжелой техникой, которая направится в боковой и тыловой зоны нашей группировки, защищающей Запорожье.
Хотя это временная опция, в войне всегда решающую роль играют возможность принятия своевременных решений и использование окон возможностей.
Поле грязи
Существует также угроза, связанная с исчезновением Каховского водохранилища и контактом с атмосферой огромных объемов токсичного ила, скопившегося на его дне. Однако СМИ мало обратили внимание на эту опасность. В прошлом году доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, профессор Михаил Болгов предупреждал об этой угрозе:
Если воду с водохранилища сбросят неконтролируемо, то все отложения на его дне окажутся доступными для воздушных процессов. Загрязнения будут попадать в атмосферу.
Бывшее водохранилище станет огромным полем грязи, занимающим площадь, сравнимую с Москвой. Эта грязь будет постепенно высыхать и превращаться в пыль, которая будет разноситься ветром на десятки и сотни километров. Пыль будет содержать токсичные вещества, так как на дне водохранилища десятилетиями оседали тяжелые металлы из промышленных стоков и пестициды с полей.
Никаких ограничений
Экспертное сообщество также указывает на еще один аспект, связанный с военно-политическими последствиями разрушения Каховской ГЭС.
Если рассмотреть развитие спецоперации, можно заметить, что Россия старалась избегать эскалации конфликта, в то время как украинское руководство постоянно повышало ставки, проверяя силу Москвы:
- Массированные удары «Калибрами» и «Геранями» по украинской энергосистеме начались после теракта на Крымском мосту, совершенного украинцами.
- Удар по штаб-квартире Главного управления разведки (ГУР) в Киеве был нанесен после налета украинских дронов на Кремль и заявления главы ГУР Буданова о ликвидации руководства России.
Может ли разрушение Каховской ГЭС стать в один ряд с прецедентами, которые Россия использовала против украинского режима? Разрушение плотины Днепрогэса в нужный момент может принести тактические преимущества. Например, смыв линий снабжения ВСУ после их попыток закрепиться на нашем берегу.
Россия будет избегать ударов, которые могут привести к гибели мирных людей. Однако с точки зрения военных действий такая логика является обоснованной. Если с помощью разлива воды можно сократить продолжительность войны и спасти жизни, лучше использовать эту возможность. Поэтому Россия серьезно рассмотрит такую возможность после того, как Украина даст свободу действий.
Военный эксперт Александр Артамонов отметил, что украинская власть раз за разом эскалирует конфликт, и России просто приходится отвечать на эти действия.
Доктор политических наук и первый министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук рассматривает «зеркальный ответ» следующим образом:
Когда вы упоминаете «табу», вы задаете вопрос: не пора ли нам объявить Украине полномасштабную войну? Однако объявление войны приведет не только к уничтожению крупной инфраструктуры, но и изменению отношения к украинскому народу. В этом случае мы начинаем воевать не за изменение геополитических установок Украины, а против всего украинского населения, что и желает украинский политический режим.
Пинчук считает, что разрушение крупной инфраструктуры бесполезно для России. Кроме того, в настоящее время у российской армии отсутствуют необходимые средства поражения. Применение свободнопадающих фугасных и бетонобойных бомб невозможно из-за украинской ПВО, планирующие бомбы имеют недостаточную точность попадания, а «Кинжалы» не гарантируют желаемого результата.