Узкий восточный коридор для угля: дефицит инфраструктуры сохранится до 2032 года
Как показал текущий год, Восточный полигон приблизился к своим мощностным пределам, показав загрузку в 97,3%. Несмотря на наличие значительных резервов для перевалки угля, особенно в портах южных регионов, проблема дефицита железнодорожных мощностей остаётся актуальной. По прогнозам до 2032 года, провозная способность железных дорог, особенно на БАМе и Транссибе, останется ограниченной. Это, как сообщает РБК, создаёт риски для дальнейшего роста экспорта угля.
Тарифы давят на экспорт угля
Аналитики выступают за стимуляцию поставок угля на Северо-Запад и Юг. Находящаяся на этих направлениях инфраструктура способна адаптироваться к увеличению грузового потока.
Читайте по теме: Россия нарастила экспорт угля в октябре
Представители РЖД отмечают, что с учётом высокой нагрузки на Восточный полигон железная дорога готова рассматривать альтернативные маршруты для вывоза угля. В частности, это касается северо-западных и южных портов, а также использования международных транспортных коридоров, таких как «Север — Юг».
Анализ NEFT Research подтверждает, что экспорт угля в АТР через Восточный полигон близок к своему максимуму. За январь-июль общее количество вагонов, отправленных в порты Дальнего Востока, увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Однако рост был обеспечен за счёт снижения перевозок других товаров. Для поддержания темпов роста угольного экспорта и сохранения объёмов перевозок других товаров необходимо восстановить грузопотоки в сторону юга и северо-запада. В условиях перегрузки восточных путей важен комплекс мер по улучшению инфраструктуры и расширению железнодорожных мощностей, что позволит повысить эффективность логистики, снизить затраты и стимулировать конкуренцию среди стивидоров.
На текущий момент логистика в цене FOB Восточный достигает рекордных 83%, что является максимальным показателем за последние пять лет. Стоимость поставки, включая железнодорожные перевозки, перевалку и налоговые расходы, составляет 7 600 рублей за тонну, из которых 4 500 рублей приходится на транспортировку угля из Кузбасса. Поставки становятся нерентабельными, когда стоимость перевозки превышает 2 000 рублей за тонну.
Потенциал для поставок угля
Аналитики также отмечают, что на южных и северо-западных направлениях, где угольные отправки составляют 13% и 33% соответственно, остаётся значительный потенциал для увеличения объёмов перевалки. Множество перевалочных мощностей в этих регионах остаются невостребованными, что создаёт возможность для диверсификации маршрутов. Однако экономическая ситуация в этих регионах остаётся сложной, что ограничивает возможность переориентации экспортных потоков. Как поясняют специалисты NEFT Research, проблемы с убыточной экономикой препятствуют использованию этих направлений в полной мере.
Ситуация в портах Балтики и Тамани также не способствует улучшению положения. Доля логистики в стоимости поставок угля марки Д с калорийностью 6000 через эти порты составляет 79% и 80% соответственно, что также является максимальным значением за последние годы. Поставки через эти базисы обходятся экспортерам в 6 000 рублей за тонну. В Тамани сумма достигает 6 800 рублей. При этом затраты на железнодорожную транспортировку составляют около 45-50%.
По прогнозам специалистов, в 2025 году можно ожидать восстановления объемов отгрузок на юг и северо-запад до уровней прошлого года и даже немного выше. В частности, объем перевалки на Северо-Западе может составить 56–60 млн тонн, а на юге — 32–36 млн тонн. Однако полностью переориентировать угольные потоки с Восточного полигона в эти регионы будет затруднительно. РЖД могли бы увеличить поставки до 25–30 млн тонн, если бы снизили тарифы на перевозку угля на 15–20%. В то же время, маржа на Востоке остается выше, что делает это направление более привлекательным для экспортеров.
Ранее на pronedra.ru писали при инцидент при закупке угля в РФ: член делегации КНР украл паспорта коллег и 6,5 млн рублей