17 января вышел Декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях»

17:39, 16 Янв, 2020
Анна Федорова

В большевистской России впервые о необходимости создания гражданской авиации задумались в 20-х годах прошлого столетия. И уже завтра, 17-го января, будет праздноваться 99-летие с момента подписания соответствующего Декрета народных комиссаров РСФСР. Документ предполагал регулирование передвижений в воздушном пространстве страны, а также над морскими территориями России. Уже 17 января 1921 года Владимир Ленин подписал первый в истории Советской России декрет, ставший основой для воздушного права. Еще до свержения монарха Николая Второго были созданы правила, которыми учреждались запретные зоны на территории страны, а также устанавливался запрет на перелет границ государства. Документы царской России, связанные с авиацией, издавались с 1912 по 1914 годы.

Декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях», зачем нужен

Первый документ в Советской России, который был подписан 17 января 1921 года, подразумевал создание в будущем воздушного флота страны. По мнению историков, в будущем инициаторы Воздушного кодекса СССР основывались на идеях Декрета. Причем документ существовал без существенных изменений в течение 11 лет. Его заменили другим лишь 27 апреля 1932 года.

Декрет на юридическом уровне создал прецедент для признания государственного суверенитета СССР и незыблемости государственных границ. Были созданы конкретные правила поведения в воздушном пространстве страны. Причем, благодаря Декрету регулировались полеты российских и иностранных воздушных судов, к которым на тот момент могли относиться воздушные шары, аэростаты разного типа, автоматические самолеты и обычные пилотируемые самолеты. В документе описывалась ответственность владельцев летательных аппаратов, если те нарушали актуальное законодательство РСФСР.

В положении документа были четко сформулированы условия передвижения авиации того времени. С момента утверждения документа регистрация летательных аппаратов в РСФСР становилась обязательной. Также подлежали отчетности взлетные площадки и пилоты. В Декрете расписывались инструкции для владельцев самолетов, и ряд других нормативных актов. Чтобы обеспечить безопасность передвижения в небе, на владельцев летательных аппаратов накладывались ограничения. К примеру, с этого момента обязательным становилась регистрация фотоаппаратов, радиотелефонных и радиотелеграфных устройств, а также вооружений и почтовых голубей.

Основным контролирующим органом, которому было поручено регулирование воздушных перелетов, стало Главное Управление РКК Воздушного Флота. Ему же вменялось внедрение Декрета на местах по всей стране. Спустя несколько дней после принятия документа в министерских кабинетах уже начали разработку программу развития государственного авиастроения. На эти цели из государственной казны выделили три миллиона рублей золотом. Когда в 1922 году был подписан Союзный договор, аналоги декрета были приняты в остальных союзных республиках СССР.

Во втором месяце 1923 года Главным управлением воздушного флота было принято дополнительное постановление. Им учреждался Совет по гражданской авиации, целью которого стал технический надзор на воздушными кордонами страны. Эту дату сделали красной в российском календаре, и с указанного момента в стране, по сути, были созданы подоплеки для строительства гражданской авиации. Уже в октябре того же года утвердили трехлетний план, вместе с которым началось глобальное плановое строительство авиации и сети аэродромов. С тех пор в Советской России начали официально осуществлять грузовые, пассажирские и почтовые перевозки.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *