В России КамАЗы хотят оснащать автопилотом
Многие читали о маленьких беспилотных автомобилях Гугла. Но мало кто знает, что и у нас эта тема тоже развивается. Конечно, со своей спецификой. Забудьте про маленьких белых букашек, только хардкор! У нас автопилотом хотят оснащать КамАЗы. 16 тонн сами решают, куда им ехать.
А поскольку такую махину просто так не остановить, разработчики автомобиля просили выбрать на своем сайте модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака.
Так, большинство – 71% – проголосовало за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.
А каждый четвертый участник опроса (25,7%) выбрал жизнь людей, находящихся внутри этого автомобиля.
Достаточно большое количество опрошенных (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП. Вот так соцсети будут оценивать вашу жизнь.
Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не выдержавшим дистанцию.
Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин. В результате опроса грузовик не видит препятствия как статичные, так и динамичные высотой менее 20 см. Автопилот просто завис, если бы видел все ямы на дорогах. Может, поэтому выбрали именно грузовик с большими колесами. Обычный КамАЗ 5350, доработав рулевое управление, тормоза и оснастив его кучей датчиков.
На случай нестандартной ситуации в кабине присутствует инженер, он в любой момент может взять управление на себя. Все органы управления сохранены в кабине.
В любой момент управление грузовика можно переключить на дистанционный пульт и управлять им, словно маленькой игрушкой, отключив искусственный интеллект.
Зачем КамАЗ превратили в гигантский беспилотник
Технологический прорыв
За основу будущего проекта многотонного беспилотника на базе автомобиля КамАЗ специалисты компании взяли так называемую пассивную модель компьютерного зрения. По словам многих экспертов, занятых разработкой похожих систем, выбор именно этого направления развития оправдан.
«Суть в том, что вся информация, которая необходима бортовым системам для безопасного движения, считывается с видеокамер», – поясняет в интервью «Звезде» Виктор Тихонов, инженер-программист, специалист в области операционных систем и систем управления.
«Если проводить аналогии, то вот человеческий организм примерно так же устроен и работает. Особенность пассивной модели заключается в том, что на корпусе машины не так много сенсоров, как на зарубежных аналогах», – добавил эксперт.
Комбинация активной (излучающей) и пассивной (поглощающей) модели управления в российском бесплотном КамАЗе – уникальное решение, позволяющее не просто повысить качество использования такого транспортного средства, но и снижающее риск неожиданного повреждения дорогостоящей техники.
Правильный подход
Беспилотными технологиями уже никого не удивишь. Это – дроны, квадрокоптеры и другая техника для наблюдения, а при необходимости и для огневого воздействия. Но что если требуется более простая, но не менее трудоемкая задача – организовать доставку груза из пункта «А» в пункт «Б» и не думать о том, где найти водителей – обученных, профессиональных, способных довести ценный груз до места.
Если с коммерческой нишей таких перевозок можно справиться с минимальным набором сложностей, то военные перевозки – совершенно другое дело. Компания Cognitive Technologies и ПАО «КамАЗ» к решению вопроса о беспилотных перевозках подошли радикально: компании представили проект грузовика, самостоятельно выполняющего рутинную, но очень сложную работу по перевозке грузов для Минобороны России.
В компании Cognitive Technologies поясняют, что целью проекта является не просто создание многотонного грузового автомобиля. Целью проекта, по словам представителя компании, является создание к 2020 году на базе автомобиля КамАЗ беспилотного средства нового поколения, призванного обеспечить безопасность грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения.