Блестящие мошенники: за что Ванька Звездочет вошел в летописи МВД СССР

16:15, 05 Июн, 2022
Источник фото: ftimes.ru

Преступность есть везде и всегда, была она и в СССР. Правда, процент раскрываемости у наших милиционеров был чрезвычайно высок: уровень образования советских следователей и сотрудников прокуратуры был высочайший. И поскольку страна была огромная, было множество криминальных талантов, вошедших в историю МВД Союза. Ванька Хитрый (или Звездочет) стал одной из таких ярких личностей.

К чести уголовника со стажем, он ни разу не скатился в убийство: Ванька Хитрый был мастером аферы, прекрасно играл в карты и на этом делал свои барыши. Настоящее имя уголовника — Иван Петров. Однако вместо официального паспортного имени он предпочитал использовать псевдонимы, их следователи насчитали аж четырнадцать! Оно и понятно: картежник и аферист гастролировал по всему Советскому Союзу. Он прожил сто лет, 93 из которых у Ивана был срок заключения за многочисленные преступления закона.

Сколько раз сидел в тюрьме вор, проживший ровно век?

Ваня Петров родился в 1900 году в деревне Пасынково, что в Калининской области. Первый срок получил в 16 лет, еще при царе. Специализацией стала кража, за которую во второй раз он поплатился в 1925 году. Потом был суд и от 1927 года, но всякий раз под разными фамилиями. Вот так, практически раз в пятилетку Иван Хитрый (так его стали звать на зоне) представал перед советским судом. Последний раз судьи оглашали приговор вору в 1972 году, к этому моменту Петрову полагалось сидеть 93 года.

Удивительно, но если верить биографам, то суд выносил приговоры Гуськову и Абдершину, Бутюгину и Авину, Дьячкову и Денисову, Кокоре и Живому, Серебрякову, Кирееву и Тарасову. Сегодня стало модным экранизировать биографии преступников (это веяние из «Голливудов», где основополагающим является сенсация, без которой кассу не сделать), и архивы МВД СССР стали местом паломничества самопровозглашённых авторов.

Взяв пару-тройку фактов из уголовной биографии рецидивистов, они могут отлудить по паре книжек в год. Если повезет, их экранизируют. История Ваньки Звездочета идеально попадает в эту когорту. Ведь он даже в Соловках сидел, куда в 1931 году его сослали. Очевидно, преступление было суровым. Но непонятно как, удалось бежать. Хитрый, однако…

На свободе провел три года, а потом снова суд, и расстрельный приговор, согласно указу по охране имущества госпредприятий, колхозов и кооперации. Расстрел, впрочем, заменили на 10 лет ИТЛ, а потом началась война. Петрова перевели в штрафроту, воевал за Родину, был ранен и, следовательно, получил освобождение за то, что искупил вину кровью. Это версия биографов, но документально она не подкреплена.

Король бархатного сезона

Пока после Великой Отечественной вся страна рвала жилы, восстанавливая разрушенное народное хозяйство, Ванька Хитрый воровал, где придется. Уже в спокойные шестидесятые ровесник века решил, что хватит опасных ситуаций и судов, пора переходить на новый уровень. Поменьше суеты, побольше интеллекта: карточная игра стала его золотым дном. Работать предпочитал на курортах. Во-первых, климат приятный, во-вторых, там плотный поток болванов, выбор есть.

Надо отметить, что уголовная биография Ваньки Звездочета была широко известна в узких кругах, так что мужчину уважали отдельные «личности». Он работал в лучших гостиницах, сытно ел, сладко спал. Но в голову лезли мысли о кражах — привычка! Шутки ради он решил стащить Звезду Героя социалистического труда СССР у какого-нибудь отдыхающего, на приличных курортах Черноморского побережья Кавказа они ходили разве что не «косяками».

Выбрав жертвой Владимира Колябко, Звездочет вошел в доверие и присвоил себе орден. Потом случилось еще несколько геройских звезд украсть, так как преступник знал, что милиция не квалифицирует эту кражу как важное или первостепенное деяние. Уголовных дел не возбуждали, Иван Петров ходил гоголем, прицепив на свой пиджак чужой орден.

Звездочет любил особые звезды — ордена Героев Советского Союза

Звезды героев помогали Ивану проворачивать простые, но в то же время действенные аферы. Брал доверчивых граждан на ровном месте. Эпизод со стоматологом Кушнером (известным врачом Москвы) вошел в учебники для курсантов МВД. Дантист зашёл в валютный магазин «Берёзка» и долго выбирал модель.

Тут к нему подошел хорошо одетый Звездочет со Звездой Героя на пиджаке и обратил внимание стоматолога на итальянский пиджак. Разговорились, Ванька представился как сотрудник Министерства легкой промышленности, а Кушнир пошел в кабинку примерять итальянскую вещь. При этом свой пиджак, полный денег и сертификатов, оставил в зале.

Когда стоматолог опомнился, аферист уже мчался по улице вместе с пиджаком. Но его поймали — годы не те, чтобы от погони уходить, аферисту шел седьмой десяток. В милиции выяснилось, что звезды Героя Соцтруда краденые, а Хитрый предложил поехать к нему домой, где лежат все необходимые документы, подтверждающие подлинность наград. Во время поездки симулировал обморок, и его пришлось отвезти обратно в дежурную часть. Пока ждали скорую, аферист сбежал.

Позже оказалось, что Ванька был просто одержим правительственными наградами (за то и стал зваться Звездочет). Поэтому воровал исключительно звезды Героев Советского Союза. В списке жертв Алимкай Абдершин, Михаил Конин, Петр Рогозин, Григорий Козлов. А однажды в Калинине в ресторане «Селигер» Ванька Хитрый прямо с пиджака срезал звезду у героя войны, разведчика Михаила Егорова.

Как Ванька Хитрый внедрял семейный подряд

Венцом карьеры Хитрого стал арест в 1972 году: пока уголовник почтенного возраста парился в знаменитых Сандунах, его накрыла милиция. И было за что, ведь обнаглевший от безнаказанности Петров представлялся офицером КГБ, депутатом Верховного Совета, ветераном и инвалидом войны, генералом авиации и даже шпионом. Входя в доверие, Хитрый обвел вокруг пальца сотни граждан.

Неизвестно как, но преступник мастерски делал себе документы, подтверждавшие все его 14 личностей. По одной из фамилий (Денисов) он выбил себе двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Пришлось, правда, сына подключить к этой афере, но уголовника совесть не мучила.

Кстати, у Ивана было трое детей, и один из них — Евгений Петров, был комментатором редакции Пропаганды всесоюзного радио. Полностью деградировав как личность, родной отец шантажировал Женю, втянув в свою бесчестную деятельность. Оказалось, юноша до 16 лет не знал, кем был его отец. Но тот решил просветить сына на этот счет, и строго-настрого запретил раскрывать эту информацию где бы то ни было. Иначе на Женину репутацию ляжет пятно — с этим камнем на душе и жил сын многие годы.

Когда мужчина начал делать блестящую карьеру, отец родной принялся шантажировать, уверяя, что расскажет об уголовном прошлом старшего родственника. Евгений поддался и помог отцу изготовить фиктивные бумаги, а также написать слезоточивое письмо от лица ветерана ВОВ самому Брежневу. Результатом стало получение жилья в столице.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *