Какой церковный праздник сегодня, 25 сентября, отмечают православные христиане

12:49, 24 Сен, 2023
Анна Федорова

В понедельник, 25 сентября 2023 года, отмечается три православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Православные церковные праздники 25 сентября

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

На сегодняшний день, 25 сентября, приходится завершение долгожданного многодневного празднования в честь рождения Девы Марии. В храмах и церквях отмечается это событие службами, молитвами и песнопениями.

Этот особенный момент называется отданием, и он является завершением двунадесятых и великих праздников, продолжавшихся в течение нескольких дней (в отличие от великих праздников, которые не имеют отдания). В православной традиции, отдание сопровождается великими торжествами, сравнимыми по важности с самими праздничными днями. Но каков сакральный смысл этого церковного события, которое также известно как «аподосис» и переводится с греческого как «возвращение»?

Отдание — это, по сути, возвращение верующего к празднику после прошествия определенного времени. В ранние христианские времена это практиковалось точно в восьмой день после праздника. Традиция отдавать восьмой день попразднества «прошедшему» событию сохраняется в литургической практике и в неправославных церквях на протяжении многих столетий. Этот 8-дневный период начинается с дня самого праздника и завершается отданием, и он известен как октава.

Сложно утверждать, насколько попразднество было распространено в ранних неиудейских христианских общинах. Однако история говорит о том, что уже во времена императора Константина I восьмидневные празднества проводились в честь освящения базилик в Иерусалиме и Тире. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые годовщины и начала служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — также отдание Богоявления и, позднее, Рождества Христова. В XVII веке стала принята практика отмечать отдание дней памяти святых, таких как апостолы Петр и Павел, святой Лаврентий, мученик-архидиакон, и святая Агнесса.

Во время богослужения, связанного с отданием праздника, по традиции читаются и поются все молитвы и песнопения этого дня. При отдании двунадесятых праздников утреня сопровождается великим славословием, а во время литургии читаются соответствующие тексты из Апостола и Евангелия. Особо важным моментом попразднства считается Воскресенье Фомы, или Неделя Антипасхи. В этот период вспоминается история сомневающегося Фомы, и читаются специальные тексты и молитвы, связанные с этим событием.

В Православной Церкви есть праздники, отдание которых по различным историческим причинам не проводится. Это включает такие события, как Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, Обрезание Господне, и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения постоянно развиваются, и Церковь как живой организм неизбежно подвергается изменениям. Однако суть этих обрядов остается неизменной.

Митрополит Вениамин (Федченков) указывает, что Благодать может явиться именно в последний день попразднества. Почему так? Возможно, потому что человеку часто бывает сложно полностью осознать ценность чего-то, что всегда доступно. Чтобы понять сакральное значение события как умом, так и душой, необходимо время, а затем перерыв, в ожидании его возвращения. В этом отражается идея возвращения Христа к ученикам после скрытого облика перед Лукой и Клеопой.

Артамон Змеевик

Священномученика Автонома Италийского, епископа

Память святого Автонома уважается в христианской церкви. Изначально он был епископом в Италии, но во времена гонений на христиан при императоре Диоклитиане, он покинул свою родину и устремился в Вифинию. Здесь, в небольшом поселении Сорея, он основал миссию для распространения христианской веры. Благодаря его апостольской деятельности, множество язычников обратились к христианству, и даже возникла большая церковь, посвященная Архистратигу Михаилу, которую святитель Автоном лично освятил.

Святитель Автоном не только проповедовал в Сорее, но также посетил Ликаонию и Исаврию, продолжая распространение христианской веры. Однако император Диоклитиан приказал арестовать святителя Автонома. В ответ на это, он ушел в город Клавдиополь, который располагался у берегов Черного моря. Позднее, вернувшись в Сорею, святитель Автоном посвятил своего ученика, Корнилия, в епископа. Затем он отправился в Азию и, вернувшись, начал проповедовать в местечке Лимны, недалеко от Сореи.

В один из дней новообращенные христиане совершили акт разрушения идольского храма, что вызвало гнев язычников. Они решили мстить и напали на храм Архистратига Михаила, где святитель Автоном совершал Божественную литургию. Святого Автонома подвергли страшным истязаниям и, наконец, убили, пролив его мученическую кровь на алтаре церкви. Диакониса Мария смогла извлечь его тело из-под груды камней и достойно похоронила его.

Во времена правления святого Константина Великого над местом погребения святителя Автонома была воздвигнута церковь. Однако через 430 лет один из священников разобрал эту церковь, не зная, что под ней покоится священномученик. Впоследствии мощи святого были обнаружены нетленными, и на этом месте была построена церковь, посвященная священномученику Автоному.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

В 1704 году состоялся важный праздник, связанный с переносом мощей святого Симеона из храма, посвященного Архистратигу Михаилу, в Верхотурский монастырь, посвященный святителю Николаю. Это событие произошло под благословением митрополита Тобольского Филофея и стало значимым для христианской общины.

Святой Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в семье благочестивых дворян в России. Однако, повинуясь своему внутреннему призванию, он оставил свои мирские обязанности и богатства и отправился за Урал. В Сибири, он проживал как скромный странник, таинственно скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, недалеко от Верхотурья, где посещал деревянную церковь для молитв и размышлений.

Святой Симеон был известен своими благочестивыми учениями о Божественной Троице и вечной жизни в Царстве Небесном. Он путешествовал по окрестным селам и проповедовал христианскую веру как местным жителям, так и иноверцам, вогулам, коренным жителям этого региона. Благодаря его благодатной деятельности, многие обратились к христианству и начали вести добродетельную жизнь.

Святитель Симеон также проявлял смирение и бескорыстие в своих поступках. Он был умелым швеей и, приходя в дома крестьян, работал бескорыстно, не принимая вознаграждения. Чтобы избежать похвалы, он оставлял свою работу незавершенной и уходил, даже не получив за нее плату. Даже несмотря на оскорбления и даже физические нападения, он сохранял смирение и молился о своих обидчиках. Таким образом, он достиг совершенного смирения и отрешенности от материальных благ.

Святитель Симеон также много молился о том, чтобы укрепить веру новопринятых христиан в Сибири. Он проводил свои молитвы в месте уединенном на берегу реки Туры, где также ловил рыбу. Даже в этой деятельности он проявлял воздержание, ловя только столько рыбы, сколько ему было необходимо для ежедневного питания.

Святой муж, окончив свой путь великих подвигов, уснул в Господе в 1642 году и был похоронен на Меркушинском погосте, рядом с храмом, посвященным Архистратигу Михаилу.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *