Праздник Ивана Купала на Руси отмечали с размахом и задором

22:15, 05 Июл, 2022

Корни праздника Ивана Купалы лежат в седой древности, когда наши предки были наивными и бесхитростными язычниками. В живом лесу молились колесу, а в народные фестивали непременно привносили изрядную долю чувственности. Свальный грех — вот как сегодня можно описать финал исконного праздника середины лета.

У РПЦ вообще свой взгляд на этот праздник, и священники просят не путать два перекрещивающихся дня, смешавшихся из-за перехода на новый стиль:

  • рождество Иоанна Крестителя 7 июля;
  • народ отмечает Купалу (без Ивана) 14 июля.

Но в наше время именно «Купало» добавляют к имени Крестителя, переиначенному на славянский лад. Ведь крещение почему-то непременно происходит в воде. Во Франции Иоанн Креститель — это тоже уже обычное имя, Жан-Батист (Jean Baptist, от гр. βαπτίζειν — крестить). Но вернемся к Руси.

Мешанина с обрядами на Ивана Купалу

Среднестатистический гражданин если что и знает про этот праздник, то это гадания и венки, цветущий папоротник и купания. И обязательно прыжки через костер. Если идут в церковь, то ставят дежурную свечку в честь Крестителя Ивана.

На протяжении веков все смешалось в славянском обиходе: Купалу особо чтили по деревням, где церковные обряды мирно уживались с языческими. В древней Руси религиозный календарь сильно зависел от солнца, вписывавшего свои обязательные главы в быт:

  • зимнее солнцестояние,
  • летний солнцеворот,
  • весеннее и осеннее равноденствие.

Так что на Купалу совершаются одни из самых красивых обрядов — они летние, располагающие к экспрессии. В старину у славян-язычников этот праздник непременно заканчивался соитием, дабы закрепить плодородную силу живой природы, отдать ей дань. И название «Купало» вовсе не от слова «купаться», это имя божества. Корень «куп» означает «соединить», «совокупить», «купность».

Как отмечали Купалу в деревнях

Отмечали по максимуму дружно, массово, купно — Купало же! А тех, кто отлынивал, считали колдунами и ведьмами, прислужниками темных сил. И стар, и млад выходили из домов, вязали из полыни обереги, устраивали кострища и готовили село к вечерней части праздника.

После обеда наступало время молитв, и язычники-славяне молились не только богам старой формации вроде Перуна и Ярилы, но и своим предкам. Ведь предки тоже участвуют в празднике, радостно взирают на потомков, любуясь их энергией и силой, данной природой. Как и календарный год, новое поколение являло собой новую дату в бесконечном круге жизни.

Молитва волхвов обязательно сопровождается выкриками «гой!», что на древнерусском означает «жизнь». «Гой, Купало!» — возглашали молящиеся, вскидывая руки вверх. Под те же возгласы разжигают и ритуальный огонь — главный элемент купальских обрядов. Ведь на Купало происходит «небесная свадьба Огня с Водой», эзотерическое совокупление.

Жаркий финал Ивана Купалы на Руси

А с заходом солнца молодежь начинает подвижные игры на свежем воздухе: юноши пытаются украсть у девушек «купайлу». Это деревце, еще днем украшенное ленточками, полевыми цветами и фруктами под купальские песни. Пока парни вьются вокруг деревца, невесты присматривают женихов.

Ритуальное деревце после импровизированной «схватки» сжигают в костре вместе с чучелом Ярилы — бога солнца и плодородия. Сначала вокруг костра водят хороводы, отпуская «солёные шуточки», а потом устраивают тризну по ушедшему божеству.

Под покровом ночи юноши и девушки разбредаются кто куда для парных и не только парных совокуплений, чтобы отдать дань матери-природе. Напомним, в языческие времена понятия о девичьей чести еще не было в ходу, так что молодое поколение наслаждалось жизнью на всю катушку, тем более праздник такой важный — Купало.

Поделитесь этой новостью