Какой церковный праздник сегодня, 13 июля, отмечают православные христиане

13:00, 12 Июл, 2023
Анна Федорова
церковный праздник
Источник фото: aif.ru

13 июля отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 13 июля

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия

Древний праздник в честь общего почитания святых 12-ти Апостолов Христовых. Упоминания о нем встречаются еще в IV веке.

Народный календарь 13 июля предусматривает чествование двенадцати апостолов. В этот день упоминают имена 12 апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. В церковном календаре предусмотрены отдельные даты, которые посвящены каждому из этих апостолов. Так, накануне 12 июля христиане отмечают день Петра и Павла – известных миссионеров, донесших информацию о христианстве до многих стран и людей.

А в день Двенадцати апостолов чествуют их Собор. Вспоминают имена всех 12 апостолов: Петра, Матфея, Андрея, Иакова, сына Зеведеева, Иакова Алфеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Матфия, Фому, Варфоломея, Иуду Иаковлеа или Фаддея, Симона Зилоти.

История

Праздник посвящен отважным людям, которые первыми поверили в Христа, пошли за Ним и были готовы безоговорочно отдать за Него все, что у них было, даже жизнь. Имена 12-ти учеников Иисуса: Петр и его брат Андрей, Иаков Зеведеев и его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Иаковль), Симон Зилот и Матфий. Двенадцать самых близких учеников были рядом с Сыном Божьим до конца Его земного пути и продолжили нести учения Христа, не усомнившись в них ни на миг.

В этот торжественный день не принято вспоминать о слабости, которую проявил Петр, троекратно отрекшись от Учителя, и о предательстве Иуды, который продал Спасителя за 30 сребреников. Оба после содеянного искренне раскаялись.

Традиции и обряды 13 июля

На Руси в народный праздник Двенадцати апостолов люди отмечали середину летнего сезона – макушку. Они надевали свои лучшие одежды и шли на покос. После работы устраивали народные гулянья до поздней ночи. В некоторых областях делали соломенное чучело, наряжали его в традиционный костюм, украшали лентами, цветами и нитками бус. С куклой ходили по улицам, пели песни и частушки, плясали и веселились. После праздничного шествия бросали соломенное чучело в реку.

Христиане в этот день ставят в церквях и храмах свечи ученикам Иисуса. Обмениваются крашеными вареными яйцами. Блюдом дня считается любая еда из яиц, даже обычная яичница.

Традиции и обряды на праздник 12-ти апостолов

Главные традиции в этот день — чествование лета, возжигание свечей в церквях 12-ти апостолам, обмен крашеными вареными яйцами.

— На Руси на Двенадцать апостолов крестьяне чествовали лето, вступавшее в самую жаркую свою пору. Собираясь на покос, люди одевались в лучшие платья. А вечером жители некоторых регионов делали из соломы и камыша специальную куклу. Ее одевали в красочное платье, наряжали украшениями из бус, цветов и лент. Ряженую носили по деревне, распевали песни и чествовали летнюю пору, а к ночи ее разряжали и отправляли вплавь по водоему.

— На Двенадцать апостолов 13 июля был обычай, как и на Пасхальное Воскресение, окрашивать яйца и угощать ими близких и соседей. Окрашивать следовало в желтые цвета, для этого яйца варили в воде с добавлением ромашки, шафрана, моркови и луковой шелухи. Также было принято готовить яичницу с добавлением зелени, сала, колбасы или рыбы.

— Девушки 13 июля гадали на суженого на цветах. Собирали 12 цветов с разных лугов и полей, клали их под подушку. Кто ночью приснится — тот вскоре и под венец позовет. 13 июля люди также заготавливали целебные растения, такие как алоэ, багульник, бузина черная, вахта трехлистная, вербена, горец, календула лекарственная, мать-и-мачеха, подорожник.

— Если с утра в этот день примечали небо, затянутое тучами, то после обеда готовились к осадкам. Беспокойство овец на лугах также сулило скорые дожди. Обилие утренней росы предвещало зной. Облака, плывущие за направлением ветра, извещали о спокойной теплой погоде, против ветра – о грозе. Крик кукушки слышали к долгой летней поре и затяжной осени.

Прославление святителя Софрония, епископа Иркутского

Приурочен иркутскому епископу, Сибирскому чудотворцу Софронию (XVIII в.). Причислен к лику святых в 1918 году.

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был «посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном», в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее:

«После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи Святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741-1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом.

В 1754 году Преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю 33 года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями. а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению, потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию у местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка — вот и вся его постель для непродолжительного сна».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника – святителя Иннокентия Иркутского (память 9 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *