Вариатор и автомат: основные различия
Коробка передач – очень важный аспект при выборе авто. Каждый современный автолюбитель сталкивался с необходимостью выбрать, что же ему по душе – автоматическая коробка, роботизированная или же вариаторная. Но в чем же их различия?
Классическая гидротрансформаторная коробка передач, более известная как автоматическая, массово внедряется в автомобили с 60-х годов 20-го века и до сих пор пользуется огромной популярностью среди автолюбителей. В ее состав входит целый спектр сложных механизмов: сам по себе гидротрансформатор, а также планетарная коробка передач. Они состоят из системы механизмов, таких как блокировочные муфты, турбинное и реакторные колеса, центробежный насос, соединяющие валы, тормозная лента и многих других.
Кратко сформировав принцип действия, получаем такой вариант: гидротрансформатор благодаря циркуляции жидкостей передает энергию, при этом передача крутящего момента меняется. В ходе этого увеличивается число оборотов насосного колеса.
Стандартные режимы работы автоматической коробки передач:
— Р (Park), П — блокировка, необходимая для парковки;
— R (Reverse), ЗХ — задний ход;
— N (Neutral), Н — нейтральный режим;
— D (Drive), Д — движение вперед;
— L (Low), ПП (принудительно понижающий режим) или ТХ (тихий ход).
Автоматическая коробка имеет целый ряд преимуществ, среди которых стоит выделить такие:
— экономичный сравнительно с механической расход топлива;
— неопытному водителю легче управлять «автоматом» из-за плавности движения;
— «автомат» не требует постоянного самостоятельно переключения передачи;
— щадящая работа мотора, реже возникают поломки.
Но и недостатков у АКПП хватает:
— в среднем авто с «автоматом» стоят на 1000-2000$ больше благодаря дороговизне производства;
— самостоятельный ремонт невозможен, обслуживание в сервисе достаточно дорогостоящее;
— не «буксирует», что делает авто достаточно неудобным в холодное время года.
Вариаторная коробка – один из подвидов АКПП, но и данный вид имеет свои существенные отличия в механизмах действия. Принцип работы основывается на процессе, в ходе которого ведущий и ведомый раздвижные шкивы, соединённые между собой ремнем из металла, автоматически меняют собственный диаметр, в процессе меняя передаточное число. Вариатор приходит в действие благодаря селекторному рычагу. Передачи ничем не отличаются от АКПП.
Вариаторная коробка также имеет ряд плюсов:
— плавность разгона;
— экологичность;
— сравнительно низкий расход топлива;
— малая нагрузка мотора, что увеличивает срок службы.
Авто с вариатором имеют недостатки. О них необходимо знать.
— бездорожье и дороги низкого качества очень скоро приводят такую систему в негодность;
— сложное и дорогое обслуживание;
— вариаторная коробка не подходит для моделей с высокой мощностью.
Также стоит заметить, что при приобретении авто, бывшего в употреблении, именно вариаторная коробка передач требует гораздо более тщательного ухода и своевременной замены масел/запчастей, иначе быстро приходит в негодность. Авто с вариатором нуждается в «профилактике» раз в полгода.
Роботизированная коробка передач. Именно ею чаще всего оснащают автомобили более низкого ценового сегмента. Представляет собой симбиоз автоматической и механической КП. Электронный блок управления производит включение и выключение муфты сцепления, тем самым переключая передачи.
Преимуществами можно назвать такие особенности:
— низкая стоимость;
— переключение по «механическому» типу.
Но есть и минусы:
— паузы, рывки и толчки при езде;
— невозможность буксировки.
На сегодня лучшей и наиболее удобной в обращении считается автоматическая коробка передач. Она надежна и дает возможность передвигаться по любым дорогам.