Ваз-1801 — успешный советский электромобиль

14:20, 30 Янв, 2020
Анна Федорова

В последнее время усиленный интерес вызывает новый вид автомобилей – электромобили.  Они более енергоэкономичны, экологичны и популярны. Но не многие знают, что в СССР еще до войн было поставлено задание автоконструкторам разработать электромобиль. Было предложено в разные годы много вариантов. Но самая уникальная – модель экспериментального четырехместного открытого электромобиля ВАЗ-1801.

Автомобиль для Олимпиады

В 1979 году в Тольятти был построен первый экземпляр ВАЗ-1801, которому дали неофициальное название «Пони». И сразу же приступили к созданию второго. Планировалось, что эти автомобили смогут работать на выставках, курортах, в парковых зонах. Именно «Пони» готовили для обслуживания Олимпиады-80. Но к началу проведения Олимпиады автомобиль еще не прошел тщательных испытаний, конструкция не была доработана. И о производстве большой партии речь не велась. И хотя конструкторы мечтали презентовать новое автоизделие иностранцам, пришлось заниматься «работой над ошибками». Электромобиль прогоняли в разных режимах и разных условиях. Этим выявляли слабые места и устраняли неполадки. ВАЗ 1801 оказался одной из первых машин, прошедших на полигоне НАМИ не только полный цикл испытаний, но и тесты по специальной электромобильной методике. В целом, ожидания оправдались: при скорости 40 км/ч машина без подзарядки проезжала около 110-120 км.

Незавидная судьба советского электромобиля

В 80-х годах экспериментальный экземпляр был передан специалистам киевского научного института, который также занимался проектированием электротранспорта. Неизвестно, как тщательно изучали украинские автоконструкторы «Пони», но результат был один – они его сожгли. Правда, вернули в Тольятти обгорелый остов.

Второй экземпляр достроить не успели, из всего автомобиля были готовы лишь рама и пластиковые кузовные элементы. Конструкторы отдела начали заниматься разработкой новых моделей, а «Пони» уже казался устаревшей моделью. Поэтому и не стали достраивать второй экземпляр.

Снова вернулись к идеи строительства «Пони» во времена подготовки выставки «Автопром», которая была посвящена 60-летию отечественного автомобилестроения. Главной задачей для каждого автозавода было удивить публику, коллег и чиновников, представить какую-то «изюминку». Вот тогда в Тольятти и вспомнили о «Пони» и решили его реанимировать. Два экземпляра были достроены и модернизированы. Немного изменился внешний вид, но от нововведений автомобиль только выиграл.

Дебют «Пони» на выставке был более чем удачным: их использовали для перевозки высокопоставленных гостей по экспозиции. Но дальше  ВАЗ-1801 оказался снова никому не нужен. Один из экземпляров «Пони» обосновался в техническом музее ВАЗа. Второй был передан стадиону Волжского автозавода. С электромобиля сняли правый ряд сидений, что позволило использовать машину для эвакуации с футбольного поля носилок с травмированными футболистами.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *