Хлор в «Дружбу» закачала либерализация рынка

15:19, 28 Июн, 2019
Татьяна Сергеева

К загрязнению хлором нефти в «Дружбе» привела политика либерализации нефтяной отрасли, усиленно навязываемая ФАС. Такой вывод сделан в докладе Института развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) «Законодательные проблемы нефтетранспортной отрасли в контексте загрязнения нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями».

ФАС, и примкнувшая к нему «Роснефть», сделали все, чтобы не был принят разрабатываемый по инициативе «Траснефти» с 2015 года закон о магистральном трубопроводном транспорте. Законопроект, созданный на базе опыта эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов, был призван решить накопившиеся проблемы отрасли.

Идея противников законопроекта − никаких нововведений в действующее законодательство не требуется. Об этом прямо написано, например, в письме «Роснефти» в Минэнерго от 18 января 2019 года: «В настоящее время все вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом урегулированы действующей нормативной базой», поэтому «не требует разработки и принятия отдельного законодательного акта». В результате все осталось, как было, прежде всего: частные пункты сдачи-приемки нефти (ПСП), охрана этих пунктов частными охранными структурами, отказ нефтяников принять разработанные по инициативе «Транснефти» документы о методиках измерения качества нефти, порядке проведения таких измерений и действия персонала в случае обнаружения некачественной нефти.

Еще в 2014 году «Транснефть» инициировала выпуск документа ОР-17.060.00-КТН-227-14 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Предотвращение приема некондиционной нефти в систему магистральных трубопроводов. Порядок действий оперативного и диспетчерского персонала». Если бы этот документ был принят к исполнению нефтяными компаниями и собственниками ПСП, загрязнение нефтью хлором через ПСП под Самарой в апреле нынешнего года было бы невозможно.

Если бы все ПСП находились под охраной охранных структур «Транснефти», масштабное поступление на самарское ПСП загрязненной хлороорганикой нефти из неизвестных источников также было бы невозможно.

Только после апрельской хлорной катастрофы «Транснефть» смогла поднять на уровне правительства вопрос о передаче ей контроля за всеми ПСП.

По инициативе ФАС, говорится в докладе, был фактически уничтожен барьер между внутренним и внешним рынком топлива. Так, топливо, проданное на Санкт-Петербургской топливной бирже, формально относится к топливу, проданному на внутреннем рынке, однако ФАС добилась, чтобы «Транснефть» не могла отказать покупателям биржевой нефти и нефтепродуктов в прокачке купленной продукции на экспорт по системе магистральных трубопроводов. Вследствие этого, особенно с учетом налогового маневра, можно ожидать резкого скачка стоимости топлива на внутреннем рынке страны.

В отсутствии закона, четко определяющего права и обязанности участников рынка, нефтяников, нефтетрейдеров и трубопроводной монополии, стала возможной ситуация, когда от транспортной компании требуется улучшать качество транспортируемого сырья. Пользуясь монопольным положением «Транснефти», ее вынуждают закачивать в систему нефть с содержанием серы до 3,3%, а потребителям доставлять нефть с содержанием серы не более 1,8% − стандарт Urals. Подобных прецедентов нет нигде в мире.

Также «Транснефть» вынуждена за свой счет строить нефтепроводы в интересах компаний, которые не обеспечивают номинальную загрузку этих нефтепроводов, как это имеет место с нефтепроводами «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет». При этом ФАС назначила монополии тарифы на прокачку сырья через эти нефтепроводы, не позволяющие окупить проекты. Так как «Транснефть» − государственная компания, то, фактически, государство таким способом дотирует частные нефтяные компании вне обязательных для этого нормативных актов.

ФАС также настойчиво добивается права подключения к системе магистральных нефтепроводов «самоваров», примитивных установок прямой перегонки нефти. Эти установки, работающие на сырье неизвестного происхождения, зачастую криминального, производят из нефти отправляемую на экспорт нафту, а тяжелый остаток закачивают обратно в систему, тем самым ухудшая качество нефти в системе «Транснефти». По расчетам экспертов, экономические потери бюджета от изменения действующих правил подключения, на которых настаивает ФАС, привели бы к ущербу $2-3 млрд в год, без учета статистики криминального рынка.

Существующая законодательная база не позволяет решить такие актуальные для трубопроводного транспорта вопросы, как борьба с криминальными врезками и застройка охранных зон.

Отсутствие закона о трубопроводном транспорте не позволяет не просто решить его назревшие проблемы, но и создать механизм решения таких проблем. Разовые мероприятия, вроде сокращения срока между измерения ХОС с 10 дней до ежедневных, могут лишь отсрочить на какое-то время назревшие кардинальные перемены, создавая тем самым угрозу стабильной работе отрасли под нарастающим грузом противоречий.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *