За что уязвленная Марина Мнишек прокляла род Романовых

15:36, 23 Апр, 2021

Судьба Марина Мнишек удивительная — силой воли этой пришлой дамы потрясает воображение. Полячка стала первой женщиной, венчанной патриархом на русский трон. И это при том, что она было просто супругой царя, правда, ненастоящего. Самозванка и ее пронырливый муж Дмитрий успели даже наследника родить. С ним-то и связано проклятие, которое Марина наложила на род Романовых. За что полячка так возненавидела царскую семью, какие комплексы ею руководили?

Кто была Марина Мнишек?

Марина Юрьевна Мнишек родилась в семье польского воеводы из города Самбора, а такая должность предполагала мощные актерские и авантюристские данные. Промотав все деньги семьи, горев-воевода пустился во все тяжкие в надежде вылезти из долговой ямы. Осенью 1603 года Юрий Мнишек познакомился с молодым русичем, который рассказал ему красивую и печальную сказку. Дескать, бежал он из Москвы, а сам он — ни много ни мало — последний сын царя Ивана IV Васильевича. Царевич Дмитрий, избежавший неминуемой смерти, во всем признался почему-то именно Мнишеку. Тот быстро доложил о перспективном беглеце королю Польши Сигизмунду III, и тот задумал расчленить Московию и присоединить к Польше часть земель.

К таким планам тут же подключился папа римский, который возмечтал православных обратить в католичество. Подозрительный беглец «Дмитрий» пообещал Юрию Мнишеку взять в жены его дочь и расплатиться с долгами (поход на Москву пришлось оплачивать лично воеводе, экипируя войско). Но новые долги быстро отбились, хотя ход интриги изменился в одночасье. Уже в 1605 году воевода самборский бежал обратно в Польшу. А вот Дмитрий и Марина решили рискнуть, да как удачно!

Лжедмитрий все же воссел на престол, расходы тестю возместил, но тут же затребовал приданое невесты. Учитывая ее далеко не классическую внешность, папа должен был сильно потратиться, чтобы выдать ее замуж. Но тут возникла нестыковка.

Венчание Марины и Лжедмитрия породило религиозный спор

Марина Мнишек была католичкой, а лже-Дмитрий — православным. Свадьба и венчание готовились в напряженной обстановке: в Москве стояли войска, готовые в любой момент броситься на поляков, а религиозный спор священников лишь усугублял дело.

Свадьба 8 мая 1606 года носила скандальный характер: придворный протопоп Фёдор торжественно обручил Марину и «Дмитрия» (он же Гришка Отрепьев), а в Грановитой палате князь Шуйский приветствовал невесту. Затем в Успенском соборе проходила коронация  — небывалое для Руси явление. Марина хоть и приняла православие (в спешке, невнимательно, походя), но не пришлась по душе московской знати. Простой народ «царицку» сразу же невзлюбил из-за наглости ее самборского окружения.

И вот неделю спустя после свадьбы 16 мая 1606 года простые москвичи вступили в борьбу с наемниками Мнишека, а русские дворяне взяли штурмом Кремль и расправились с самозванцем, нагло занявшим престол. Вот тут полячка проявила упорство в своем желании быть царицей — пан или пропал. Эпоха Лжедмитриев продолжилась.

Уже в следующем году она «признала» в Лжедмитрии II своего прежнего мужа – Лжедмитрия I. В 1611 году она родила ему сына Ивана, но тут супруга-авантюриста зарезали без затей. Марина влюбляет в себя нового мужчину — казачий атаман Иван Заруцкий был ополченцем по руководством Минина и Пожарского. Пришлось бежать, Заруцкий под мнишековским влиянием совершенно дезоринтировался. Бежал с семьей в Астрахань, интриговал, торговался со всеми, жил неизвестно на чьи ассигнования, пока их не схватили.

У Медвежьего острова Мнишек и сына Ивана настигли московские стрельцы и заковали в цепи. В июле 1614 года их доставили в Москву, участь самозванцев был решена. Мальчика повесили, зачистив таким образом, любое напоминание о роде Мнишеков.

Проклятие рода Романовых — царской семьи не стало в 1918 году

Марина Мнишек пришла в ярость, узнав о смерти единственного сына. До последнего она не верила, что московиты смогут поднять руку на ребенка. Но мальчик мог стать разменной монетой в руках интриганов и внести еще большую смуту — участь его была предрешена, о чем эмоциональная Марина не догадывалась.

Узнав о том, что сына больше нет, Марина, по легенде, прокляла род Романовых. Народный фольклор сочинил целую сказку про то, как в момент, когда палач выхватил спящего ребёнка из рук Марины, уязвлённая полячка прокляла род Романовых. Только вот слова ее в разных версиях отображены по-разному:

  • “Романовы не будут умирать своей смертью”,
  • “Со смерти ребенка все началось, смертью ребенка и закончится”.

Жизнь во дворце никогда не была сахаром, особенно для детей. Быть наследником трона — опаснейшее в мире занятие, особенно в средние века. История может бесконечно перечислять примеры, в одной только России их сколько.

Пётр I погубил своего сына-наследника, бесхарактерного интригана Алексея. И сын Алексея (Петр II) умер ребенком, завершив на себе прямую мужскую ветвь Романовых. Женские отростки династии тоже не жили долго: Ивана VI заморили в остроге, Петра III и его сына Павла I убили. Кончина же Александров — Первого и Второго — ужасна, потому что насильственна. А когда в 1918 году расстреляли императора Николая II со всей его семьёй и окружением, поневоле вспомнилось проклятие Марины Мнишек о том, что род Романовых исчезнет, причем не по своей воле.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *